Как дети переживают травму
Ребенок будет возвращаться в травмирующий опыт, пока не проживет его до конца. Самое опасное — зависнуть в травме.
Когда мы позволяем детям снова и снова задавать одни и те же вопросы, отвечать на то, что было отвечено тысячу раз, мы помогаем прояснить происходящее. Мы даем ребенку возможность убедиться, что опасность миновала, то есть выкарабкиваться из травмы. Давайте детям опору и пространство для переживаний. Создавайте условия, в которых ребенок сможет говорить о том, что его волнует, играть в это.
Маленькие дети вплоть до подросткового возраста переживают эмоции, в том числе тяжелые, через игру, рисование и любую другую творческую деятельность.
Подростки вербализуют чувства. Они могут быть растеряны, не понимать, что происходит. С ними важно говорить, давать волю их эмоциям, отражать их переживания.
Подтверждайте, что эмоции ребенка естественны и вам понятны: «Да, я тебя слышу», «Я вижу, что ты переживаешь».
Любое шокирующее для психики событие приводит к тому, что картина мира человека распадается. Он теряет оси координат. Задача взрослого — помочь вернуть эти координаты и заново пересобрать действительность, упорядочить ее. Только так ребенок может чувствовать себя стабильно.
Скрытые признаки тревоги
- Изменения сна, бодрствования и аппетита. Сон может стать беспокойным, или может начаться бессонница. Может быть отказ от еды. Тревога часто дает симптоматику проблем с ЖКТ (запоры).
- Изменения настроения и речи. Ребенок может быть подавлен, закрыт, избегать общения. Или наоборот, может стать беспокойным, испуганным, неуправляемым. Может начать заикаться, повторять одни и те же фразы.
- Изменения пластики тела. Невербальным проявлением тревоги являются навязчивые действия. Ребенок может начать теребить руки, грызть ногти, сосать пальцы, держать постоянно что-то во рту. Он может резко реагировать на знакомые звуки, могут появиться внезапные вскрики.
- Изменения в поведении. Обращайте внимание, фокусируется ли у ребенка взгляд и на чем. Может ли он занять себя игрой сам или его поведение близко к полевому. Полевое поведение — неспособность сосредоточиться на одном деле, постоянное переключение под воздействием случайных внешних стимулов, снижение произвольности.
Если вы заметили, что самочувствие, настроение, поведение ребенка внезапно изменилось — это уже повод обратить внимание на его состояние.
Если ребенок потерял близких или друзей
Если у подростка погиб близкий родственник или друг, знакомый, не теряя времени, обратитесь за помощью к психиатру, психотерапевту, психологу. Чем быстрее оказана помощь, тем она будет эффективнее. Своевременное обращение за помощью при травмирующих событиях становится профилактикой посттравматического расстройства, которое может возникнуть при длительном застревании в травмирующем событии.
Помните, психологическая травматизация опасна, потому что непосредственно влияет на все сферы жизни человека.
Травмирующий опыт может привести к нарушению сна, питания, настроения, влиять на продуктивность деятельности, внимание, восприятие, мышление.
Важно на это своевременно реагировать. Наблюдайте за своим состоянием и состоянием своего ребенка, чтобы не упустить ситуацию из-под контроля.
Чем могут помочь родители
- Установите близкий контакт. Спуститесь на один уровень с ребенком, чтобы смотреть непосредственно глаза в глаза.
- Сядьте рядом, возьмите ребенка на руки, если он не возражает. Многие дети в состоянии шока хотят сохранять дистанцию. Уважайте это право. Ребенок придет в пространство родителей рано или поздно, чтобы получить тепло и поддержку. Дайте ему время.
- Говорите спокойным голосом, размеренным тоном, строго по фактам без эмоционального приукрашивания. Не запугивайте. Отдавайте предпочтение простым фразам, объединенным причинно-следственной связью. «Произошло это, затем это, закончилось тем.
- Дайте ребенку перспективы на ближайшие дни. Предлагайте то, чем можно заняться сейчас, завтра, позже. Это поможет ребенку убедиться, что жизнь продолжается.
- Отвечайте на вопросы, пока не закончатся. Не пресекайте вопросы фразами: «Ты еще маленький». Если спрашивает, значит ему важно получить ответ. На любой вопрос можно подобрать ответ, который не разрушит ребенка. Ищите!
- Подключайтесь к игре маленьких детей. Вплоть до среднего школьного возраста дети готовы проигрывать свой травмирующий опыт. Это могут быть игры с животными, монстрами. Обратите внимание на то, какие переживания ребенок будет выносить в игру. Если это будет тема насилия, убийства — не бойтесь. Это сюжет для проигрывания травмы. Будьте наблюдателем, поддерживайте инициативу. Позволяйте играть в то, во что хочет играть ребенок сам и прямо сейчас. Не инициируйте ничего специально. Следуйте за ребенком, позволяя вынести переживание наружу. Игра целительна для детей.
- Сконцентрируйтесь на творчестве. Лепите из пластилина, глины, теста. Создавайте разные формы, героев, предметы и вещи для сюжетной игры. Лепить, мять в руках — способ проработать тревожное состояние. Плотный материал, для работы с которым нужно прикладывать физическое усилие, позволяет ребенку заземлиться.
- Предлагайте рисовать страх. Лучше для этого подойдет гуашь или темпера. Рисуйте то, что победит страх вашего ребенка. Детям важно, чтобы положительный герой победил. Это дает ту самую гарантию внутренней устойчивости и безопасности. Страшный рисунок можно смять, порвать, сжечь.
- Можно давать детям рвать бумагу, газеты. Позволять бить подушку, боксерскую грушу. Важно выражать переживания в действии. Это способ вынести переживание наружу.
- Гуляйте. Позволяйте бегать, прыгать, лазать по деревьям. Чтобы не замереть в страхе, важно двигаться. Активность позволяет выплеснуть накопившийся адреналин и кортизол из организма.
- У подростков часто присутствует творческий компонент. Не стоит лезть в душу и предлагать рисовать или лепить из пластилина. Но вы вполне можете продемонстрировать своим примером, что это тоже пространство для переживаний.
- С подростками хорошо работают методы релаксации, управления своим состоянием, программы концентрации внимания. Можно предлагать медитативные упражнения, дыхательные техники.
Обратитесь за помощью к психологу
У любого травматического опыта есть несколько стадий реакции на него. За шоком следует отрицание, гнев, поиск компромиссов, депрессия, наконец, принятие. На каждой стадии ребенку нужна помощь, прежде всего психологическая. Поэтому-то взрослый должен позаботиться о себе, справиться со своими чувствами, быть готовым поддержать ребенка.
Если вы понимаете, что не находите в себе сил говорить с ребенком, обратитесь за помощью специалиста. В пространстве психолога есть возможность переживать и проигрывать произошедшее, отражать эмоции и чувства, к которым может быть не готов родитель, примирять ребенка с действительностью.
Шок, апатия, безразличие могут быть продолжительными, важно не застрять в этих состояниях и выйти на этап проявления эмоций и чувств, затем горевания.
Только после этого возможно примирение с ситуацией и возвращение к себе, установление связей с реальностью.
Если вы наблюдаете у себя или ребенка продолжительный ступор в виде шока, отсутствия проявления эмоций, безразличия к ситуации больше трех дней, при этом есть сильные нарушения соматического состояния, то лучше обратиться за помощью. Агрессия, злость, чувство вины, обида, могут проявляться условно примерно до 1,5–4 месяцев после травмирующего события.
Горевание может быть более длительным по времени, и здесь все более индивидуально. Специалисты сообщают, что в целом нужен примерно год, чтобы примириться с травмирующей ситуацией, но по факту это очень индивидуально и зависит от многих факторов, начиная от личного участия в событии, потери близких, до способов и методов, если они применяются, в работе с психотравмой.
Для более подробной информации лучше обратиться к специалисту. Не бойтесь обращаться к психиатру, если ситуация выходит из-под вашего контроля.
Фото: freepik.com