Корпорация ICANN — «Министерство мирового интернета» — опубликовала список поданных заявок на новые домены верхнего уровня. Среди заявок – 4 от Ватикана – в Интернете могут появиться доменные зоны .католик. Для чего Ватикан вкладывает такие большие деньги в регистрацию католических доменных зон – Правмир спрашивает у Ильи Переседова, исполнительного директора фонда «Разумный интернет».
— Обмен информацией в Интернете возможен благодаря уникальным адресам – доменам. Домен – слово или сочетание букв, которое пишется рядом с основным названием сайта через точку. Раньше доменами могли владеть страны и некоторые сообщества. В этом году корпорация ICANN — корпорация, управляющая адресным пространством всего Интернета, разрешила регистрацию уникальных доменных зон всем заинтересованным организациям.
В официальном списке претендентов, опубликованном на днях корпорацией ICANN, числятся 1930 заявок. Среди них есть ожидаемые – корпоративные, например .xerox, .yandex, .volvo — и неожиданные – заявки на четыре доменные зоны от Католической церкви. Папский совет по социальным коммуникациям подает заявки на доменные зоны на английском, русском, арабском и китайском (!) языках: «.catholic», «.католик», «كاثوليك.» («католик» араб.), «.天主教» («католик» кит.). Это свидетельствует, что Католическая Церковь начинает процесс создания новой масштабной и многоязычной сферы влияния в мировом Интернете.
Надо заметить, у Ватикана как государства уже есть свой страновой домен .va, но он не участвовал в продвижении католичества.
Домен использовался сугубо для прикладных информационных нужд Святого Престола.
— Насколько затратно такое интернет-расширение, во что обходится заявка на одну доменную зону?
— Папский престол основательно инвестирует в свое Интернет-будущее. Подача заявки оплачивается фиксированно – каждая заявка обходится в 185 000 долларов. К тому же сама заявка — это объемный и сложный технический документ. Самостоятельно составить такой документ организации, у которой нет опыта систематической профильной работы в интернете, попросту невозможно. Значит, Ватикан прибегал к консультациям и помощи специалистов, что увеличивает стоимость каждой заявки, как минимум, до 200 000 долларов. Получаем 800 000$.
Но и на этом затраты Ватикана не закончились: поскольку никогда раньше даже возможность создания такого количества доменов не рассматривалось, чтобы защитить пользователей, с этого ICANN ввел новое правило: каждый, подающий заявку на создание новой доменной зоны, должен положить на депозит в банке фиксированную сумму денег, которая хранится в качестве гарантии технической поддержки зон, на случай недобросовестной работы заявителя.
Сумма депозита зависит от того, как организация оценивает потенциал использования зоны. Например, едва ли стоит ждать появления в Интернете большого количества сайтов с доменным расширением .volvo: такие домены будут получать корпоративные представительства и партнеры шведской автомобильной компании. А заявители зон .book, .sport, .web и подобных, конечно, ждут, что их услугами будет пользоваться большое сообщество книголюбов и программистов. Поэтому размер депозита колеблется от 100 000 до 300 000 $ за каждый домен. Это еще примерно 1 000 000$.
Базовый маркетинг, который нужно оплатить для того, чтобы потенциальные пользователи просто узнали о возможности создавать сайты в католическом интернете, составит порядка 1 000 000 — 1 500 000$. Итого, Ватикан инвестирует не менее 3 000 000 долларов (а вероятнее всего намного больше) в развитие своего католического интернета.
— Можно ли прогнозировать, удовлетворит ли корпорация ICANN заявку Ватикана?
— Шансы того, что домены будут зарегистрированы — почти 100%.
Отказать можно либо в случае конкуренции (например на зону .kids претендуют две компании – новая, носящая название DotKids Foundation Limited, и Amazon – корпорация с большим опытом работы на рынке детских товаров), либо в случае недостаточно подготовленной технологической базы. Конкуренции у Ватикана нет, и с технологической базой, можно быть уверенными, все в полном порядке.
— Хорошо, а в чем смысл, зачем создавать локальное гетто – выводить католиков в зону католического Интернета?
— Сегодня Интернет меняется. Адресное пространство Интернета – краеугольный камень присутствия пользователя в сети, хотя большинство не задумывается об этом и воспринимают привычное пространство — .ru, .com – основным по умолчанию. Теперь, когда доменных имен будет значительно большое – их количество в обозримом будущем перевалит за тысячу – появятся адресные пространства, адаптированные под тематические жанровые сообщества и группы. И первыми на планете свой религиозный интернет начнут строить католики.
В последние годы католическая церковь понесла репутационные потери в информационном пространстве, поэтому в стремлений политики управления и развития Церкви Папой Бенедиктом создание своего лояльного Интернета выглядит весьма логичным.
— И для чего нужно свое адресное пространство?
— Собственная доменная зона – это полная автономность и независимость в Интернете. Ватикан десятилетия успешно использует свой политический статус государства, такой же суверенитет они обретут благодаря собственным доменам в интернете. Сегодня католические сайты разбросаны по доменам, управляемым собственными правилами и законами государств, в которых они зарегистрированы. Внешними для Ватикана. Соответственно, активная проповедь на них могла быть ограничена или запрещена вмешательством этих сторонних государств. Это особенно актуально для арабских стран и Китая.
— Так ведь закрыть доменную зону целиком намного проще, чем сайты по отдельности!
— Но и намного более резонансно – запрет доступа к католическим доменам в Китае по реакции мирового сообщества будет сопоставимо с резонансом от объявления КНДР Ватикану войны.
Но все же, решусь предположить, что Ватикан интересует не только возможность сетевой автономии. Интернет меняется, и принадлежность сайта к доменной зоне будет маркировкой для него и людей, которые им пользуются. Посетителям сайтов в доменной зоне .КАТОЛИК будут проще сопоставить и отождествить себя с той информацией, к которой они обращаются. Особенно интересно, что Католическая Церковь решила инвестировать в национальные домены: доменные имена на национальных языках наиболее востребованы для использования пожилыми людьми (которые УЖЕ не собрались выучить иностранные языки) и детьми (которые ЕЩЕ не успели их выучить).
Но главное – владельцы доменной зоны могут определять тематику и стилистику внутри зоны. Скажем, внутри католической зоны можно будет запретить грубости, непристойности, святотатство, резкие фразы или пропаганду других религий. Одно это может помочь сплотить католиков: религиозным людям некомфортно в разнузданном интернете, и Ватикан получит возможность оградить свою паству.
Следующее окно приема заявок на создание новых доменов общего пользования откроентся не раньше, чем через 4 года. От того, насколько Католическая Церковь успешно сможет развить свою автономную интернет-среду, будет зависеть, решат ли остальные христианские конфессии столь же централизованно повторить ее опыт или нет.
Читайте также: