“Важно развивать направления, которых пока нет”. Ректоры московских вузов — о новых студентах, программах и нуждах
В 2019 году выросли баллы за ЕГЭ, с которыми поступали абитуриенты в вузы, количество поступающих тоже выросло по сравнению с прошлым годом примерно на 50 тыс. человек. Перед началом учебного года в медиацентре «Российской газеты» прошла пресс-конференция с участием ректоров ведущих московских вузов.
Мода на экономистов и финансистов прошла
Ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров
На самом деле высококвалифицированные специалисты-финансисты сейчас очень нужны, И юристов высочайшей квалификации, особенно по международным спорам, остро не хватает.
В целом интерес к финансовому, экономическому образованию не пропадает, о чем говорит и высокий конкурс в наш вуз: средний балл при приеме вырос на 2,5 пункта и составил в этом году 89,3 балла. Нас радует, что к нам пришло 237 победителей олимпиад.
Но есть такая проблема: сегодня мы снимаем сливки, забираем самых сильных ребят из регионов себе, а потом они остаются жить и работать в Москве – редко кто возвращается. Было бы здорово, если бы лучшие выпускники оставались учиться и работать в своих регионах. Надо поддерживать местные вузы. Как сделать так, чтобы они задержались у себя на местах, мне кажется, главная проблема сегодня.
За счет чего постоянно увеличивается балл ЕГЭ при приеме в московские вузы? С одной стороны, выпускники сдают экзамены все лучше и лучше. А может быть, мы в последнее время так часто критиковали составителей контрольно-измерительных материалов на ЕГЭ, что составители этих КИМов стали потихоньку снижать требования?
Если вуз не обновляет ежегодно программу, интерес к такому образованию падает. Пришло время индивидуальной работы с абитуриентом через соцсети и другие каналы. Я удивился, что самый большой конкурс в нашем университете был на «рекламу и связи с общественностью» — 62 человека на место. Средний балл на эту специальность – 94,5 по ЕГЭ! Большим спросом у абитуриентов пользуется и «международный туризм». Конкурс – 10 человек на место.
В целом интерес к молодежи к банковскому сектору немного падает, но как только появляется что-то новое, интересное, молодежь снова идет на эти специальности.
Бакалавриат сейчас становится более общим и фундаментальным образованием. И это вызывает недовольство работодателей. Они говорят, что выпускники плохо знают производство. Раньше после фундаментальной подготовки обязательно следовала производственная практика. Мы стараемся больше взаимодействовать с работодателями.
А некоторые вузы уже перешли на 5-летние программы подготовки бакалавров. Вступив в Болонскую систему, мы вынуждены искать баланс между подготовкой квалифицированных кадров и интересами работодателей. Не вовлекая их в учебный процесс, невозможно решить основную проблему – подготовить тех, кто им сейчас действительно нужен.
Я не помню дня, чтобы в университете не выступал кто-то из известных специалистов в своей области, не проводил свой мастер-класс или не читал лекцию. У студентов всегда есть возможность повышать свою квалификацию. Безусловно, мы активно вовлекаем их в научные исследования, организуем дополнительные курсы. Но 10-15% студентов при любом раскладе ничего этого делать не будут.
Наша первейшая необходимость — общежития для студентов. К нам поступило в этом году 200 иностранных студентов, мы дали им общежитие, и вынуждены были потом отказать некоторым российским студентам в нем. Если мы не начнем строить межвузовские кампусы, в которых жили бы студенты из разных институтов, мы не сможем наращивать прием, в том числе и студентов-иностранцев.
Не успевают закончить вуз, а их уже разбирают работодатели
Ректор МИСиС Алевтина Черникова
Мы очень довольны приемом 2019 года: средний балл ЕГЭ составил 86,5. Это еще одно доказательство тренда последних лет – все более возрастающего интереса у школьников к специальностям инженерного профиля. В 2012 году средний балл ЕГЭ у нас был 67,3, в прошлом году – 82,8. К нам пришли действительно хорошо подготовленные, мотивированные абитуриенты, которые уже знали требования университета. Это результат нашей программы профессиональной навигации. Фактически весь набор – очень сильные ребята.
Мы стараемся уже с первого курса вместе с кафедрами, с нашим центром карьеры давать им возможность познакомиться с компаниями, в которых некоторым из них предстоит трудиться. У нас есть проект «Компания моей мечты». Сейчас мы работаем более чем с 1600 предприятиями России и мира. Очень хорошо, если они поедут куда-то за рубеж, наберутся опыта и вернутся на родину. Может быть, кто-то сразу найдет место в России. Главое, чтобы они смогли себя реализовать, превратить свою профессию в призвание и дело жизни.
Филиалы нашего вуза есть в других регионах России, два из них за границей — в Таджикистане и Узбекистане. Многие молодые люди не хотят зависеть от родителей. У нас сейчас действует более 50 стипендиальных (именных) и грантовых программ. Это стипендии предприятий, холдингов, которые хотят отбирать себе самых лучших выпускников. Иногда мы предлагаем им работу, которая была бы максимально приближена к специальности.
В регионах мы предлагаем студентам программы ранней профессиональной навигации. Совместно с нашими работодателями мы создаем учебные центры, где наши бакалавры получают рабочую профессию. Это дает им не только возможность подрабатывать, но и делает их практику более содержательной и приближенной к будущей работе. На многих предприятиях есть ограничения по допуску, по безопасности. А тот, кто уже освоил рабочую специальность, может пройти более полезную для себя практику.
Некоторые студенты, конечно, нуждаются в заботе и помощи. Иногда нужна бывает разовая помощь, иногда — постоянная. Мы связываемся с Фондами, которые могут поддержать человека в трудной жизненной ситуации, профсоюзный студенческий комитет им тоже помогает.
Мы традиционно занимаемся материаловедением, металлургией, горным делом. Но развиваем и новые специальности. Например, квантовые технологии. В прошлом году открыли центр «Квантовые коммуникации», и те ученые, которые пришли к нам и возглавляют эту работу, участвуют в обучении студентов и создают новые магистерские программы. Кроме того, мы сокращаем срок пребывания в магистратуре и аспирантуре с 6 до 5 лет, предоставляем международную стажировку.
У нас технический университет, но готовим и лингвистов. Вместе с университетом Кембриджа 7 лет назад мы придумали курс углубленного изучения английского языка. Наши студенты получают сертификат IELTS. В какой-то момент мы поняли, что уже готовы создать магистерскую программу. Мы набираем всего две группы. Они не успевают закончить вуз, а их уже разбирают работодатели, потому что переводчиков со знанием технической терминологии очень мало.
Вместе с Финансовым университетом, МГИМО, другими вузами мы создаем совместные сетевые программы. Вместе с МГИМО готовим аналитиков для сырьевых рынков — редкая специальность, и выпускники очень востребованы. Наши молодые инженеры готовят для ЦЕРНа свои инженерные решения, которые внедряют там в практику.
Сейчас уже невозможно, как 20-30 лет назад, единожды получив хорошую профессию, потом всю жизнь конвертировать ее в опыт. Жизнь настолько быстро меняется, что фраза «Образование через всю жизнь» точно отражает положение дел. Каждый ректор озабочен программами непрерывного обучения и переподготовки. Мы работаем с людьми разных возрастов – от 4-леток до пожилых. Наши выпускники возвращаются в университет, чтобы получить дополнительные знания и навыки. Растет интерес к российским вузам в мире. Четверть наших студентов – иностранцы.
Врач учится всю жизнь и для этого должны быть все условия
Ректор Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Петр Глыбочко
В первичном звене у нас не хватает 25 тысяч врачей и 130 тысяч медработников. Насколько в этих условиях мотивированы абитуриенты, чтобы не разбежаться, не уйти потом из профессии?
Приемная кампания этого года была удачной даже по сравнению с прошлым годом. Средний балл ЕГЭ наших абитуриентов — 90,1. На лечебном факультете средний балл ЕГЭ – 97. Медицинская биохимия – 96. Врач-исследователь, специалисты, которые пойдут в научно-исследовательские институты – 98. Пришли ребята подготовленные, с которыми мы много работали до поступления в наш университет.
К нам практически не приходят случайные люди. В проекте «Медицинский класс» участвует 108 школ Москвы, это 6,5 тыс. учащихся. 1053 поступивших москвичей из 1564 занявших бюджетные места – выпускники как раз таких классов. Этот проект мы сейчас запускаем в Брянской области, открываем там и «Сеченовский предуниверсарий». Еще один открываем в Московской области, что даст возможность подготовить кадры медков первичного звена. Эти ребята в основном придут обучаться по целевому набору. В этом году по нему поступило 35 процентов студентов из 85 регионов нашей страны (Москва, Московская область, Брянская, Калужская, Тульская области и т.д.).
Что нужно сделать для того, чтобы выпускник медуниверситета уехал работать к себе на родину, откуда его направили к нам учиться? В первую очередь, нормальная зарплата.
В среднем по Москве зарплата врача подходит к 100 тысячам рублей. В регионах, конечно, этого и близко нет. Вторая задача – это подготовленное рабочее место. И третье – жилье, пусть и служебное. Брянская область выделила из областного бюджета миллиард рублей под жилье для молодых специалистов. Четвертое – врачу необходим профессиональный рост, который бы дал ему возможность оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь.
У нас в вузе самыми популярными остаются классические специальности — «лечебное дело», педиатрический факультет, стоматология. Стали востребованными наши новые специальности – IT-медик, нано-фармаколог, молекулярный диетолог, медицинские биохимики. Мы видим, что за ними будущего. Мы хотим создавать новые лекарственные препараты, новые биопродукты, будущие врачи должны уметь этим пользоваться в своей клинической практике. Мы делаем первые шаги в этом направлении.
Раньше было распределение, главные врачи приезжали к нам и отбирали себе докторов. А потом распределение ушло в историю, и вузы как готовили кадры, так и готовят, а работодатель думает, что они к ним придут работать. Просто так не придут! Другое дело, если работодатель выдает им целевое направление. После 3-го курса они проходят практику в том регионе, которых их направил. Было принято решение: на 5-м курсе создана школа профессионального роста, выплачивается стипендия, а будущие выпускники уже закрепляются за конкретными поликлиниками, где они потом будут работать.
Нужны специалисты для фарминдустрии, фармпроизводства. Мы сегодня работаем с этим направлением и видим, что производители заинтересованы в наших выпускниках. Чтобы их не переучивать по окончании вуза, они заключают договор на 4-5-м курсах, и мы вместе с работодателем готовим их уже под конкретные задачи. Они проходят практику на предприятии. Здесь движение двустороннее: мы заинтересованы, чтобы наш выпускник был востребован, а работодатель хочет получить классного специалиста, которого в дальнейшем не пришлось бы переучивать.
Отрасль у нас динамично развивающаяся. 10-15 лет назад мы и не думали, что появятся эндо-, лапароскопические методы лечения, роботы. А сегодня это все работает! Врач в идеале учится всю жизнь, и для этого должны быть созданы все условия. Появляются новые, совершенно уникальные технологии: робот-травматолог проходит апробацию в нашем университете. Это четвертый робот в мире. В Израиле, в США, в Китае и теперь он есть в России. Замена коленных, плечевых, тазобедренных суставов роботом – скоро это станет нашей повседневной практикой.
Наше медицинское образование конкурентоспособно. Мы приняли в прошлом году 1300 иностранных студентов, в этом тысячу. Общежития им мы не предоставляем. Обучение стоит дорого, жилье тоже не дешево. Рынок этот мобильный, и наши вузы должны быть готовы к сильной конкуренции. Если раньше у нас было 300-350 иностранных студентов, то теперь их 1000 и больше.
Но сегодня медицинские вузы и факультеты в Китае развиваются семимильными шагами, и нам за ними надо успевать. Они привлекают к себе иностранных студентов, в ближайшие 5 лет рынок международного образования будет перераспределен. Нам необходимо создавать условия, чтобы иностранные студенты продолжали ехать к нам. Поэтому так необходимы кампусы, которых сейчас нет.
Работать в школе стало престижно
Ректор МГПУ Игорь Реморенко
Впервые в этом году самый большой прирост бюджетных мест в высшей школе получили педагогические вузы (60 тысяч). Когда в 2013 году подрос средний балл для ЕГЭ для абитуриентов, поступающих в педвузы, мы говорили, что эта тенденция продолжится. Нам никто не верил. Тогда 65 баллов было достаточно, чтобы поступить к нам. Сейчас надо набрать больше 80 баллов.
Это, конечно, связано с повышением зарплаты педагога. Работать в школе стало не только почетно, но и престижно. В результате мы попали в десятку московских вузов с самым высоким баллом ЕГЭ при поступлении. При выборе вузов смотрят, какая там исследовательская повестка, созданы ли комфортные условия для учебы.
Большое внимание абитуриенты обращают на активность вуза в интернете. Играет роль и внятность работы приемной комиссии, когда с ними общаются, предлагают разные варианты учебы. Теряет важность при поступлении близость института к дому, менее значимой стала реклама. Мы меньше видим рекламу вузов в метро. Зато медийная раскрученность выпускников и преподавателей – это плюс.
Юношей, поступивших в педвуз, больше среди историков и меньше среди учителей начальной школы. Мы рады, что студентам без высшего образования официально разрешили теперь работать в школе, вести кружки и уроки. Речь идет о студентах 3-го курса, которые учатся в вузах, или 4-го курса среднего профобразования. Наиболее талантливые, которые уже сейчас готовы преподавать, такую возможность получили, и это здорово. Вообще надо сказать, что возможность попробовать себя в разных местах во время учебы очень важна. В прошлом году мы ввели программу стажировок наших студентов за рубежом для тех, кому это действительно надо – например, лингвистам, или тем, кто изучает культурно-исторические особенности разных мест. Мы рассматриваем заявку и финансируем такое обучение.
Тенденция такая, что бакалавриат становится более общим и фундаментальным образованием. А магистратура — более точечным, вариаций там все больше и больше,
Нужна большая работа, чтобы понять, какие специальности и отрасли будут востребованы через 5-10 лет, и тогда уже можно будет делать вывод, сколько надо бюджетных мест на то или иное направление.
Зачастую мы не понимаем, как этот прогноз делается. Я думаю, что мы движемся к такой сбалансированной системе, когда часть бюджетных мест будет заказываться государством прицельно, а часть даваться на усмотрение вуза. Нам очень важно развивать те направления, которых пока нет. В медицине, например, это хирурги, использующие роботов в своей работе. Сколько их надо готовить? А знаем ли мы число преподавателей, которые будут использовать открытые электронные курсы? На какие показатели рынка мы выйдем через 5-7 лет? Этого пока не знает никто.
Педагоги со стажем долго не уходят из школы – любят работать с детьми, да и материальные условия не позволяют оставить преподавание. С увеличением пенсионного возраста эта проблема стала еще более актуальной. Мы призываем и старшее поколение учителей учиться, проходить курсы переподготовки. Наш вуз готовит по коротким программам: «няня», «цифровой куратор», «изготовитель кукол». Если все стремятся оставаться востребованными дольше, то работа должна доставлять людям радость и приносить неплохой доход.