– Ты пытаешься понять Бога.
– Нет, я пытаюсь понять, что Он от меня хочет.
«The Sunset Limited»

Здравствуйте, дорогие читатели и зрители!

На прошлой неделе мы с вами говорили об одном из самых масштабных и амбициозных отечественных телепроектов этого сезона – двадцатисерийной картине Николая Досталя «Раскол».

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на совсем камерное произведение. Более того, его создатели изначально поставили себя в очень узкие рамки предельного минимализма: всего два персонажа, одна квартира, одна ночь. Полное единство места, времени и действия.

Как и «Раскол», «The Sunset Limited» – это телепроект. Его премьера состоялась на канале HBO в феврале 2011 года. На широкие экраны фильм не выходил, но найти его с русским переводом все-таки можно.

История эта начинается где-то в глубинах метро. Два ярких пятна вырываются из туннеля, и мимо проносится вечерний поезд. Потом обрушивается тьма.

Когда она расступается, наш взгляд оказывается прикован к предметам изрядно потрепанной домашней обстановки: запертая дверь, старое кресло, лампа, распятие… Весь внешний мир остался снаружи.

Двое мужчин молча сидят за столом в слабоосвещенной комнате. Между ними лежит всего одна книга – Библия.

Главные герои лишены собственных имен. Один из них – Черный, другой – Белый, лишь по цвету кожи. Первый только что спас второму жизнь, предотвратив самоубийство. Теперь задача его усложнилась. Можно ли спасти душу человека?

Простая логика глубоко верующего человека вступает в битву с изощренным умом профессора-атеиста, разочарованного в жизни и мире, и собравшегося покончить с собой под колесами вечернего экспресса «Sunset Limited».

Томми Ли Джонс в роли "Белого" Фото: kinopoisk.ru

Что толкнуло белого человека свести счеты с жизнью именно в этот день? На то не было никакой конкретной причины, кроме одной – абсолютного нежелания жить.

Самоубийство – это побег. Отвержение величайшего дара божественной любви – самой жизни. Вся суть Евангелия, Радостной Вести, заключена в словах «Христос воскрес».

Жизнь победила смерть, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин, 3, 16).

Любовь – обоюдоострое оружие. Любовь Бога, обращенная к людям, вынуждает человека решать, готов ли он принять эту любовь.

Одно из свойств дара заключается в том, что его можно не только принять, но и отвергнуть. Забыть про Дарителя и его дары, призвать тьму, пустоту и одиночество.

Сэмюэль Л.Джексон в роли "Черного". Фото: kinopoisk.ru

Черный человек задает белому человеку такие вопросы, от которых последнему делается особенно неуютно. И профессор не оставляет попыток побега. Но дверь недаром заперта на все замки: выхода нет, отвечать придется только здесь и сейчас.

Суть непрекращающегося теологического спора – добро и зло, жизнь и смерть, семья и одиночество, культура и цивилизация, вера и отчаяние.

Что здесь черное, а что белое? Кто сам Черный – ангел-хранитель, альтруист, раскаявшийся убийца? Кто Белый – простой интеллектуал, страшащийся исчезновения всей совокупности приятных вещей, которые удерживали его в этом трагическом мире, жертва или искуситель?

Полтора часа этой схватки оставят больше вопросов, чем ответов.

Как донести идею божественной любви и вечной жизни до человека, для которого все другие люди – это воплощение самого ада, а смерть – единственная надежда? Почему мы не читаем Самую Главную Книгу, даже зная, что она – величайшая из всех книг? Кто мой ближний – брат мне или злейший враг?

Пьеса Кормака Маккарти, разыгранная на экране Томми Ли Джонсом (который является также и режиссером телефильма) и Сэмюэлем Л.Джексоном, безусловно шедевр.

Возможно, далеко не всякому зрителю под силу выдержать заданный создателями фильма ритм вербального противостояния двух людей при почти полном отсутствии действия. Но если вы ищете пищу для ума и сердца, вы на верном пути. Однако предупреждаю, что путь этот усеян терниями.

Давящая атмосфера убогой квартиры, опустошенное, с запавшими глазами лицо Томми Ли Джонса, экспрессия Сэмюэля Джексона, с ужасающий простотой рассказывающего одну из своих «тюремных историй», безвыходность и безнадежность богоставленности… Мир, замкнутый в себе, в серых предрассветных сумерках, так нестерпимо тянущихся до рассвета.

Декорации до боли напоминают знакомые строки «Расторжения брака» К.С.Льюиса:

«Смеркалось; шел дождь. По таким самым улицам я бродил часами, и всё время начинались сумерки, а дождь не переставал. Время словно остановилось на той минуте, когда свет горит лишь в нескольких витринах, но еще не так темно, чтобы он веселил сердце. Сумерки никак не могли сгуститься во тьму, а я не мог добраться до мало-мальски сносных кварталов. Куда бы я ни шел, я видел грязные меблирашки, табачные ларьки, длинные заборы, с которых лохмотьями свисали афиши, и те книжные лавочки, где продают Аристотеля».

Кто же создал мир «Sunset Limited»?

Так уж повелось, что из всех имен, мелькающих в титрах, легче всего зритель запоминает имена актеров, исполняющих ведущие роли, режиссера, да может быть еще композитора. Меньше всего внимания, пожалуй, удостаивается самый скромный труженик – автор сценария.

Знакомо ли вам имя Кормака Маккарти? Нет? Попробую задать вопрос по-другому. Смотрели ли вы фильм братьев Коэнов «Старикам здесь не место» или постапокалиптическую «Дорогу» с Вигго Мортенсеном? Если да, то все-таки, оказывается, ваши пути с Маккарти пересекались. За роман «Дорога», кстати, этому маститому американскому писателю, родившемуся в 1933 году, дали Пулитцеровскую премию.

Три экранизированных романа Маккарти уже переведены на русский язык, остальные, очевидно, ждут своей очереди.

Равно и «Дорога», и «Старикам здесь не место», и «Сансет лимитед» – жестокие по своей сути вещи, которые сложно смотреть, и можно по-разному интерпретировать. Однако черное – это черное, а белое – это белое. Горячее противостоит холодному, а за закатом все равно следует рассвет. Хороший урок для теплохладного мира.

Через неделю нам предстоит поговорить о картине, которую мы никак не можем обойти вниманием. Речь о «Дневнике сельского священника» режиссера Робера Брессона, снятого по в 1950 году одноименному роману Жоржа Бернаноса. Предлагаю всем, кто следит за серией публикаций, посвященных христианству и кино, посмотреть этот фильм заранее.

До новых встреч!

Читайте также:

Церковный раскол как телепроект

Есть ли христианству место в кино?

Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.