Профессор Леонид Мацих – питомец почтенного Запорожского пединститута, преподававший в МГУ, в Нью-Йорке и Иерусалиме, знаток иудаики и масонства. Словоохотливый, остроумный лектор, который, если и опростоволосится, то всегда вывернется, объяснит свой промах мудрым умыслом. Но аудитория канала «Культура» не услышала исследователя и знатока, перед нами два вечера выступал ярый приверженец и пропагандист идеологии вольных каменщиков. Он агитировал за самую гуманную и прогрессивную идеологию, критикуя напропалую и мировые религии, и советскую систему. Только масонство! Он агитировал с назойливостью распространителей Гербалайфа (уж не из масонских ли традиций вырос сетевой бизнес с его экстатическими мистериями?). Мацих, расхваливая свой идеологический товар, порой впадает в пошлую конъюнктурность. Чего стоит песня, что только масонство способно помочь в модернизации России, только вольные каменщики знают тайны прогресса… Подпевать президентам и тихонько приобщать к своей вере – неплохая рекламная стратегия?
Суть масонства именно в таком технологически продуманном насаждении мафиозной этики «тайного общества», в борьбе с традициями, с церковью и государством. И эта «работа» — от лукавого. Разумеется, всё маскируется «благими намерениями», а по существу – отказ от понятия греха, потому что ради высоких мафиозных целей можно пойти на всё, всё позволено. Культ плоти, культ агрессивной самореализации. Вот и профессор Мацих гордится тем, что масоны были идеологами Великой Французской революции, но ответственность за неприглядные стороны революционных войн перекладывает на непросвещённый народ. Во всём виновата «чернь», а масонская элита помутила воду, повитийствовала – и в кусты. Как это похоже на наши события 1988 – 1993-го…
Хозяином положения становится пенкосниматель, мастер пиара. Вот мы и получили общество, в котором реальность подменяется круговой порукой саморекламы. В котором элита процветает и ублажает себя утончёнными интеллектуальными интригами, а «чернь» дичает. Неслучайно в России масонский Февраль куражился только восемь месяцев. А потом наступила эпоха жестокая, но простонародная – и масонство было уничтожено, как архитектурное излишество, как ненужная и даже опасная элитарная идеологическая надстройка…
Я не масонофоб и прямолинейное отрицание всего, что связано с вольными каменщиками, считаю вредным для историографии. Признаем, что мода на масонство была влиятельным мотивом общественной жизни последних десятилетий славного XVIII века и первых – века XIX. Масонами были Херасков, Баженов, Кутузов – выдающиеся русские люди. Масоны того времени по-разному относились к Родине, к православию, к монархии. Степень увлечения масонством тоже бывала разной. Масонство было в моде, являясь своеобразным клубом молодых, прогрессивно настроенных дворян. Одних привлекала экзотическая атмосфера собраний, дух братской дружбы, сопровождаемой весёлыми и вдохновенными пирушками. Другие видели в тайном обществе возможности для пропаганды рационалистического взгляда на мироздание и развития просвещения, науки. Третьи принимали мистику масонства, алхимию тайного знания, возвышающего над людьми группу посвящённых. Гимн православной России «Коль славен наш Господь в Сионе», который наигрывали кремлёвские куранты, написал масон – Михаил Матвеевич Херасков. О масонстве Пушкина можно говорить только как о коротком эксцентричном эпизоде в биографии поэта. Но Суворов, которого рекламщик Мацих упорно зачисляет в масоны…
Александр Васильевич органически не переносил даже вершков масонской экзотики. Он не относился к тем городским аристократическим кругам, которые были питательной средой масонства, не любил элитарного фрондёрства. Солдатский генерал, воспитанный в традициях крестьянского православия и верный им до последнего вздоха, над масонами Суворов только насмехался. Откуда же пошла легенда о Суворове-масоне? В 1935 году, в Париже, вышла книга Т.А. Бакуниной «Знаменитые русские масоны». Нужно сказать, что значительная часть русской эмиграции имела к масонству прямое отношение, и писательница Бакунина стремилась создать привлекательный образ ордена свободных каменщиков: «Народный герой, человек непревзойдённой славы, генералиссимус Александр Васильевич Суворов – вот кто должен открыть собой ряд знаменитых русских деятелей-масонов». Декларация убедительная, с фактами сложнее.
Один-единственный замшелый слух о посещении кёнигсбергской ложи «К трём коронам» (“Zu den Drei Kronen”) неким «обер-лейтенантом Александром фон Суворовым», который представился мастером петербургской ложи «Три звезды». Дело было 27 января 1761 года – эта дата указана в архивах ложи. Историк В.С. Лопатин в нескольких публикациях убедительно доказал несостоятельность бакунинского измышления. Да, Суворов в годы Семилетней войны бывал в Кёнигсберге, где навещал отца, назначенного генерал-губернатором занятой русскими войсками Восточной Пруссии. Но был тогда Суворов вовсе не обер-лейтенантом (поручиком), а подполковником! Слух о посвящении сына генерал-губернатора был выгоден кёнигсбергским масонам уже в 1761-м году! Что уж говорить о временах, когда Суворов сделался всенародным героем России и мировой знаменитостью! Так и живёт лживая легенда о масонстве Суворова. Именно лживая – потому, что бывают легенды, в которых вымысел не противоречит реальному образу героя. Любопытно, что никаких иных сведений о петербургской ложе «Три звезды» у историков масонства нет. Правда, подполковник по-немецки – оберст-лейтенант. Может быть, масонский писарь просто допустил грамматическую ошибку – и в ложе побывал именно подполковник А.В.Суворов? Но почему тогда всю жизнь он враждовал с масонами, а князя Репнина, которого просто ненавидел, называл «Люцифером-мартинистом»? Почему Суворову было противны лозунги масонов, начиная со «свободы – равенства – братства»? Почему в письмах Суворова (а он бывал в них отважно откровенен!) ничто не указывает на сближение с масонами?
Масонов Суворов не жаловал, они его попросту раздражали снобизмом и кощунственным вольнодумством. Суворов не был противником прогресса, он интересовался наукой, ратовал за просвещение, но становился твёрдым охранителем, если чувствовал угрозу церкви и трону. Обратимся к воспоминаниям современников полководца, относящимся к 1799 году: «Потом он начал говорить с князем Броглием об его брате, спрашивал о его летах, о доходах, им получаемых… Далее рассказывал о том, как один из его адъютантов, который тут же находился, упал в пропасть и нимало не ушибся. «Знаете, — сказал он мне, — кто его вытащил оттуда? Чорт, потому что он франк-масон!». Выразительная картина! Мемуарист противопоставляет сюжет о масоне тихой суворовской молитве. Колоритные воспоминания оставил и А.А. Столыпин, служивший при Суворове: «Однажды у фельдмаршала за столом гостей было много. Подле меня сидел полковник П.А. Борщев, который в продолжение обеда со мной разговаривал. Перед самым окончанием обеда фельдмаршал сказал мне: “Мальчишка! Берегись: П.А. франкмасон, он все знает, что делается. П.А.! Что теперь делает Китайский император?” Борщев отвечал: “Он уже отобедал, встал из-за стола и пошел почивать”. Граф, встав из-за стола, сказал: “И нам пора спать!” — и ушел…»1.
В.С. Лопатин в 2003 году высказал предположение, что Суворов мог и впрямь посетить кёнигсбергскую ложу, назвавшись представителем несуществующей петербургской ложи, но – как разведчик, по заданию отца. Василий Иванович Суворов, губернаторствовавший тогда в Кёнигсберге, не без основания считал масонов своими противниками. Стоит вспомнить, что после смерти императрицы Елизаветы, с усилением масонской партии в Петербурге, В.И. Суворову пришлось расстаться с постом генерал-губернатора, а Россия ничего не приобрела после победной Семилетней войны.
Не был Суворов масоном, уважаемый профессор. Кутузов был, а Суворов не был. А ведь тысячи людей внимали в тот вечер телеканалу «Культура»…
Арсений Замостьянов