Великий четверток, великий четверг, воспоминание Тайной вечери. Вечери Твоей тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда.
Прими, Господь, нас как причастников. Не только то, что мы сегодня причастимся — но и причастниками к Твоему делу ради нашего спасения. Спасение наше тоже тайна: кто из нас знает, что он спасён будет.
Христос собрал Своих учеников в горницу в последний раз перед страданием, совершает Пасху — другая будет уже в Царстве Небесном, на земле все окончено. Установлена Евхаристия, потом она будет совершаться в продолжении всей жизни на земле, будучи, по сути дела, продолжением последней земной Евхаристии, когда Христос Сам был и говорил о том, что Он отдает Тело и Кровь Свою за спасение нас, грешных. Велика жертва, всего себя истощил Христос ради нашего спасения.
Другая Пасха будет в Царстве Небесном, когда Христос будет Жених нашей души, и это будет неизреченным блаженством и радостью.
Что же происходило тогда на Тайной вечере? Об установлении Евхаристии мы уже говорили, что Тело и Кровь Свою предаёт Христос, и мы будем питаться Телом и Кровью Христовыми, небесной пищей.
На Тайной вечере Христос умывал ноги ученикам Своим, тем самым показывая пример смирения. Он, Господь и Учитель, умывает ноги, служит ученикам. Так и мы должны служить друг другу. Кто хочет быть большим, да будет всем слугой.
Апостол Петр запротестовал по своему смирению: «Не умоешь ног моих вовек». — «Если не умою, не будешь иметь части со Мной».
Петр был горячий, иногда бросался из одной крайности в другую, говорит: не только ноги умывай, но и всё остальное. Но нужно было только ноги, потому что всё остальное было чисто.
— И вы чисты, но не все, — обратился Христос к остальным ученикам.
«Один из вас предаст Меня», — эти слова прозвучали неожиданно и заставили учеников задуматься: неужели среди них есть предатель?
— Кто же это, Господи? — стали спрашивать.
«Кто же это, Господи? — невольно можем спросить и мы. Кто может предать Господа? Почему, какая причина? Иногда можно услышать такие слова: я бы этого не сделал. Но, говоря так, мы не знаем самих себя. В нас может таиться и добро, таится и зло. И что больше — тайна нашей души. И когда мы показываем на других — «это может тот сделать, а не я!» — как раз мы и обманываем самих себя. Именно мы можем сделать.
Остановимся на двух учениках Христовых, Апостоле Петре и Иуде. Иуда, как известно, был сребролюбив. Он даже как будто и заботился о нищих, но это, как говорят сейчас, для отвода глаз, главное его внимание было обращено на серебро. Как говорят сейчас: вот будут деньги — будет всё. Вот она, опасность, и налицо. Из-за денег предают, из-за денег и убивают. Из-за денег Иуда предал Господа, после предательства он совершил и другой грех, грех отчаяния, уныния, об избавлении от которого мы в течении Великого поста молили Господа. Даже не страшен был грех предательства — Господь бы простил его. Страшно, что Иуда отчаялся, впал в уныние, как говорится в Евангелии: шед удавился. Отчаяние приводит к самоубийству — смертному греху.
Апостол Петр был бессребренником, искренним человеком, он думал, что пойдёт за Господом везде и всюду, меж тем как он переоценил свои силы, вдруг, от незначительной, казалось бы, причины — вопроса служанки. Он испугался и отказался от Господа.
Тут тоже совершилось предательство, но Апостол Петр не впал в уныние, а сразу своими горькими слезами воззвал к Господу, и Господь никогда не упрекнул его за это. Более того, повелел утверждать других. Казалось бы, сам слабый, как может утверждать других? Вот это и есть тайна: Господь знает душу каждого из нас. Если б у Петра не произошло случая отказа, кто знает, у него, может быть, развилась бы гордость от своих сил, а гордость тоже гибельный грех, Бог гордым противится, смирение ниспосылает благодать Божию, а благодать Божия делает то, что мы стоим и спасаемся.
Какой урок для нас отсюда? Первое — ни на кого не указывать пальцем, обращать внимание на самого себя, мы можем совершить любой грех. Вот потому и говорится в молитве перед Причастием: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, как Иуда. Поведать тайну врагам — это не то, что разболтать какую-то тайну, поведать тайну врагам — это стать на сторону врагов, изменить делу Божьему, оказаться предателем. И это мы все можем. Поэтому просим Господа: но яко разбойник исповедую Тя. То есть по своим делам мы все разбойники, никто не может похвалиться, ибо сразу окажется фарисеем, что значат наши дела по сравнению с нашими грехами?
Тайная вечеря — это тайна нашей души. Не только то, что совершилось в горнице, а какая тайна этот вот во прос: Господи, кто предаст Тебя. Предать Господа — это отказаться от своего спасения, погибнуть.
Все мы себя должны сознавать грешниками и заботиться о подобных нам грешниках.
— По тому узнают, что вы Мои ученики, — говорит Господь, — Если будете иметь любовь между собой.
Любовь — отличительное качество учеников Христовых. Вот сразу и покопаемся в своей душе, есть ли любовь у нас, может быть, кто-то стоит здесь и думает о своей обиде. Думать об обиде — это и думать о сребренниках, потому что сребренники — это всё земное… Не можем оторваться от земного, не можем прилепиться к небесному, а отсюда может быть и предательство. Думаешь о себе, что ты много значишь, в этом тоже есть предательство, самомнение, гордость ведут к предательству, такому, когда Бог нам начинает противиться, отнимать Свою благодать, а что мы можем без благодати Божией? Нам нужно любить друг друга, помогать друг другу, жертвовать за друга. Нет больше той любви, кто душу свою положит за друга. Мы иногда думаем, что можем, но если не можем простить другого, судим его, значит, не можем и жертвовать собой, вот налицо и переоценка наших сил.
Обычно в Великий четверг все хотят причаститься, очистить свою душу. Неслучайно в народе Великий четверг называется ещё чистым.
Дай Бог, чтоб мы из горницы, с Тайной вечери вышли обновленными. Служили бы друг другу, как и Господь служил нам, помнили о своих грехах и беспокоились о том, чтоб все люди спаслись. Всех бы любили, всем желали спасения. Любовь — это есть явная тайна нашей души, которая не может быть предательством, потому что она любит, всему верит, имеет веру, никого не судит, всем помогает.
Не бо врагом тайну повем, ни лобзания дадим как Иуда, но как разбойник исповедуем: помяни нас, Господи, во Царствии Твоем. Дай, Господи, чтоб мы вошли на Вечерю, в Царство Небесное, и радовались бы о спасении друг друга, и Христос был бы среди нас, наш Бог и Спаситель. Аминь.
Читайте также:
Великий Четверг Страстной Седмицы Великого Поста