Евгений Алексеевич Карманов 4.11.1927 — 20.09.1998

В воскресное утро 20 сентября 1998 года после тяжелой продолжительной болезни тихо скончался Евгений Алексеевич Карманов, неутомимый труженик и ревнитель церковного просвещения. Родился он в 1927 году в Свердловске в многодетной семье мастера музыкальных инструментов. Е. А. рассказывал, что отец учил его точности и совершенству дела, добротности усердного ремесленного труда. Впоследствии он развил в себе волевые качества настоящего академического ученого, был неутомим и точен в работе. Семья много переезжала, во время войны они жили в Армении, затем вернулись в Свердловск. Крестился в 21 год: попалось Евангелие, прочитал раз, другой, пошел в храм, кто-то им занялся, наставил; накануне крещения всю ночь сам шил крестильную рубашку. Было желание уйти в монастырь, однако до окончательного выбора пути — год на химическом факультете Уральского университета. С 1948 по 1952 г. — учеба в Киевской Духовной семинарии, встреча в Чернигове с отцом Лаврентием, который какое-то время им руководил. Очевидно, в семинарии он был посвящен в стихарь иподиакона и чтеца. Способного ученика приметило не только священноначалие; власти безуспешно пытались склонить его к конфиденциальному общению.

Год после семинарии Е. А. провел делопроизводителем у владыки Ермогена (Голубева) в Ташкенте. Затем — Ленинградская Духовная Академия (1954–1958), которую он закончил по первому разряду кандидатом богословия и профессорским стипендиатом по кафедре западных исповеданий. Диссертация: “Краткая история экуменического движения” — единственная тогда работа на эту тему. Вместе с П. В. Уржумцевым Е. А. попал на стажировку в редакцию “Журнала Московской Патриархии” и был привлечен к первому после 1917 г. изданию Библии; держал корректуру. А к изданию Библии 1968 г. Е. А. составил приложения о нумерации псалмов, о книгах канонических и неканонических, о библейском календаре, о денежных знаках в Новом Завете. Он составил и редактировал первое при советской власти издание Молитвослова (1970 г.), первый Православный богослужебный указатель (1976 г.), его перу принадлежат многочисленные статьи и  библиографические заметки в ЖМП, в частности, “Русские паломники на Святой земле” — о первом посещении Палестины верующими из советской России.

С 1960 года Е. А. работает редактором и вскоре, по рекомендации А. В. Ведерникова, становится ответственным секретарем ЖМП  (указ Патриарха Алексия I от 1962 г.), а впоследствии “Богословских трудов”. В Москве тогда своего жилья не было, приходилось ездить на работу из Рязани. Все лучшее было сделано Евгением Алексеевичем в те два десятилетия.

Журнал стал голосом Церкви, хотя и искаженным цензурой. На его страницах удавалось публиковать работы лучших богословов, здесь впервые увидела свет книга митрополита Антония Сурожского “Молитва и жизнь”. Знакомство с владыкой Е. А. считал главным везением своей жизни. В первую же встречу, условленную на 5–7 минут, они проговорили полтора часа. В те годы, сознавая отставание нашей науки и школы, Е. А. стремился не упустить лучшего в библеистике Запада. По его инициативе портфель редакции пополнялся переводами наиболее выдающихся трудов. Одновременно в “Богословских трудах” впервые за годы советской власти были напечатаны работы отца Павла Флоренского, В. Н. Лосского, отца Иоанна Мейендорфа, многих современных отечественных богословов.

Наша Церковь, стесненная безбожной властью в своем апостольском служении, находила все-таки возможность свидетельствовать о своем бытии и не лишать верных чаемого хлеба. Мы питались из двух источников: парижского — изданий YMCA и “Вестника РСХД”, и московского — ЖМП и “Богословских трудов”. Душою второго был Е. А. Карманов. Многим их тех, кого неприятие официальных властей лишило куска хлеба, Е. А. заказывал переводы, рефераты и т. д. И это не было только благотворительностью: однажды, заказав перевод творений одного из древнехристианских авторов, Е. А. сказал переводчику, что сделать этот перевод — наш долг перед потомками. Само издание этих трудов было своеобразным ответом на объявленное окончательное построение коммунизма в 80-м году.

Евгений Алексеевич был неисправимым библиофилом. Надо было видеть, с каким благоговением брал он в руки какой-нибудь новый том, любовался его совершенством, искал для него надлежащего места на полках переполненной домашней библиотеки.

В 1982 г. он был переведен в рядовые сотрудники, по существу отставлен. Владыка Филарет (Вахромеев), возглавлявший тогда ОВЦС, пригласил его в Отдел, сделав членом Отдела, и поручил издавать информационный бюллетень. И здесь, как всегда, проявился кармановский стиль работы: раздобывание исчерпывающей информации, уточнение имен со звонками в Аргентину, доставание бумаги, изготовление восковых матриц, раскладка тиража по экземплярам, — нет мелочей и частностей, которые бы не касались редактора. Однако главным делом оказался журнал “Церковь и время”, появившийся в 1991 году, как только возникла возможность для Церкви говорить в полный голос. Новейшая церковная история и угроза разъединения, использование возможностей катехизации, Православие по его существу и ответственность христианина, — журнал откликнулся на самые животрепещущие вопросы жизни Церкви в новую пору ее существования. Каково же было разочарование редактора журнала, когда его труд оказался по сути невостребованным: он не встретил того внимания, которого безусловно был достоин. Здоровье Евгения Алексеевича, и без того подорванное, сдало, разразилась тяжелая болезнь.

В последние годы, со смирением неся крест болезни, Евгений Алексеевич был утешен посильным участием в редакционной работе, в жизни народившихся православных школ (был одним из учредителей первого православного колледжа), в возобновлении журнала “Церковь и время”. С 1990 г. Е. А. состоял членом Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии. Он входил в состав редакционной коллегии юбилейного сборника “Богословских трудов”, посвященного 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I и 80-летию восстановления Патриаршества, и принимал участие в работе над “Право­славной энциклопедией”, выход которой приурочен к 2000-ле­тию христианства. Его консультации постоянно сопровождали работу над номерами “Альфы и Омеги”. Он был консультантом и редактором многих церковно-исторических и богословских изданий.

Священноначалие Русской Православной Церкви наградило Евгения Алексеевича орденами Святого благоверного князя Владимира III степени, Святого Преподобного Сергия Радонежского II и III степени, Святого благоверного князя Даниила Московского II степени и двумя Патриаршими грамотами.

До последних дней и в жертвенном служении, и в молитвенном воздыхании Евгений Алексеевич Карманов оставался человеком Церкви. Он как немногие претворял в свою жизнь христианские заповеди; знавшие его могут засвидетельствовать, насколько последовательно Е. А. исключил из своего сознания всякий намек на ропот и памятозлобие. Да упокоит его Господь в селениях праведных!

 Священник Борис Михайлов

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.