Что произошло с жителями Иерусалима за несколько дней? Почему в воскресенье они с радостью приветствовали Спасителя, а уже в пятницу — осудили Его на смерть? Размышляет епископ Иона (Черепанов).
Меня совсем не удивляет та «метаморфоза», которая произошла с жителями Иерусалима за несколько дней от торжественной встречи Господа, входящего в город, до пятницы, в которую Он был осужден на смерть. И я уверен, что «Осанна Сыну Давидову» и «Распни, распни Его!» кричали одни и те же люди.
Этот сюжет повторяется во все времена. Вспомним революционную антицерковную смуту. В ней не десантники вражеских спецслужб участвовали. Конечно, с людьми была проведена какая-то работа. Но сами-то они были православными, воцерковленными, живущими в той или иной степени духовной жизнью — что не помешало им пойти с энтузиазмом грабить храмы.
Другой пример — обновленческий раскол. Не все обновленцы, думаю, были подлецами. Были среди них люди искренние, убежденные в своей правоте. «Правда на правду, вера на икону»… У каждого своя правда и каждый думал, что делает доброе дело для Церкви и страны. Будущий патриарх Сергий (Страгородский) тоже примкнул к обновленческому движению, однако в итоге все обдумал и сделал правильные шаги.
Ситуация в России была такой страшной и сложной, что разобраться было практически невозможно.
Сродни ей была обстановка киевского «филаретовского» раскола 1992 года. Сейчас двумя щелчками мыши в интернете можно получить любую информацию о любом деятеле и любом событии, ознакомиться с разными точками зрения и сделать свои выводы. А тогда наблюдался крайний дефицит информации. Доверяли любому доступному источнику. Многие люди ушли в раскол, потому что искренне полагали, что должны быть со своим митрополитом, оклеветанным, как они были уверены, но уважаемым.
Точно так же было при Распятии Христа.
Ничего удивительно в поведении иерусалимского народа нет. Сначала они увидели Человека, Который воскресил Лазаря — уже смердящего покойника. Естественно, они признали это чудо — в истории Израиля были чудеса воскресения мертвых, но не смердящих. Этим напоминанием пронизано все богослужение Лазаревой субботы: «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна» (Песнь 4 канона на Великом Повечерии).
Вспомним еще и то, что весь Иерусалим был по нашим меркам большой деревней, его население не превышало нескольких тысяч человек. Все друг друга знали, все находились в родственных отношениях. «Брат сестры мужа» умер и на четвертый день был воскрешен — естественно, все сбегутся посмотреть на Того, Кто это сделал, естественно, будут приветствовать Его: «Благословен грядый во имя Господне!» — ведь они увидели истинное чудо Божье!
И вдруг народу сказали, что Он «хулит, потому что творит Себя равен Богу». И все. Толпе этого было совершенно достаточно — ведь сказали авторитетные люди, которых они уважали, с которыми молились в Иерусалимском Храме, законные первосвященники, не самозванцы и не аферисты, искренние как в своем служении, так и в заблуждении.
Поэтому нельзя огульно и без рассуждения возмущаться поступком таких-сяких иудеев — они ошибались совершенно искренне и честно. Об этом и Сам Господь говорил, обращаясь к Отцу с Креста: «Прости им, ибо не ведают, что творят».
Господь — Сердцеведец. Господь — Путь, Истина и Жизнь. Он не может солгать. Он не может сказать ничего просто для красного словца. Если Он сказал о Своих распинателях, что они не ведают, что творят, значит, они действительно, реально не ведали, что творили, не знали, что распинают Богочеловека. Они были уверены, что уничтожают врага веры, государства и народа. И с этой своей позиции они поступали справедливо.
Эти евангельские события повторяются в каждой исторической трагедии. Немногие люди сознательно идут на предательство, немногие и сознательно соблазняют других. Большинство ошибается совершенно искренне, с глубоким внутренним убеждением в своей правоте. Остается лишь молиться, чтобы Господь нам самим не попустил встать перед таким страшным выбором.
Записала Мария Сеньчукова