Трезвомыслящие люди не советуют относиться к наступлению Нового года слишком всерьез. «Смена необязательных цифр на календаре, только и всего», — говорят они о всеобщем приступе новогодней эйфории. И все же, что бы они ни говорили, наступление Нового года — хороший повод задуматься о своей жизни, поговорить с собой как с другом о том, что было и что будет, поговорить с собой о себе.
Не будем упускать возможность предоставленную Богом и государственными постановлениями. Отвлечемся от праздничных забот (что само по себе звучит как парадокс), выйдем из дома, сядем на скамейку, поглядим на звездное небо и поразмыслим: куда и как мы живем?
Своей временной определенностью предстоящий год задает рамку для раздумий. 12 месяцев для взрослого человека — срок обозримый. Поэтому можем постараться быть более или менее конструктивными. Самое время пожелать себе, попросить себя, потребовать от себя что-нибудь важное или, как говорят англичане, составить свою новогоднюю резолюцию. В наступающем году люди часто обещают себе больше времени проводить с детьми, заняться плаванием, поменьше нервничать, подтянуть английский, и так далее.
Можно не ограничиться скромными обещаниями, а пойти дальше и составить список победоносных целей для непременного достижения в ближайшие 12 месяцев: написать диссертацию, сменить работу, заработать миллион, сбросить 15 килограмм, купить квартиру…
Формулировать цели, выстраивать последовательность шагов для их достижения — это современно. Набирает обороты индустрия целеполагания. На этот счет проводятся всевозможные тренинги, издаются книги. Названия этих книг бодрят, они звучат как новогодние тосты: «Цель: непрерывное улучшение», «Проект „Счастье“», «Прокачай себя», «Миссия: успех!», «Все и сразу: умейте добиваться своего», ну и наконец — «Разбуди в себе исполина!».
Однако справедливости ради стоит отметить, что индустрии целеполагания противостоит не менее успешная индустрия бесцельности как высшей цели. Она для тех, кто уже загнал себя в жесткой гонке за успехом и хочет слегка отдохнуть и выдохнуть. Поэтому в книжных магазинах рядом с книгами о том, как во что бы то ни стало достичь своих целей, стоят и другие книги. Одна из недавних — работа Стивена Шапиро «Здесь и сейчас: как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни».
Итак, одни хотят стать еще более целенаправленными, а другие мечтают избавиться от собственной целенаправленности. Одни в полном напряжении сил бегут к успеху, другие с не меньшим напряжением пробуют хоть ненадолго остановиться. Одни покупают себе в качестве новогоднего подарка органайзер, составленный по методу нового гуру тайм-менеджмента, другие ныряют с головой в сугроб, чтобы вытряхнуть из себя из себя зацикленность на собственных целях.
Так или иначе, Новый год — период обострения вопроса о том, как и куда жить, что делать, чтобы жизнь изменилась. На правах автора попробую дать вариант ответа. Я думаю, что жить надо в вечности, истории и повседневности.
Вечность — это окно, распахнутое настежь прямо в нашу жизнь. Она открыта для тех, кто открыт для нее. Это глубина времени. Жить в вечности означает быть проницаемым для этой прозрачной бездонности. Конечно, ощутить присутствие вечности в предновогоднем «Ашане» со списком продуктов для закупки в руках довольно трудно. Но то, что мы не чувствуем вечность, не означает, что ее здесь нет. Может быть, это нас здесь нет, а не ее? А она по определению всегда здесь и сейчас.
История — это не только территория больших событий. Это и то, что происходит сквозь нас, это интонация, которую мы перенимаем от своей эпохи, выражение, которое она придает нашим лицам. Но история — это и результат нашего действия или бездействия, это следствие из создаваемых нами предпосылок. Жить в истории означает осуществлять усилия по пониманию происходящего и отвечанию на него своей жизнью. И главный ответ — в том, что мы сделаем с данной и заданной нам человечностью, с доверенным нам замыслом о себе.
«Не пренебрегайте делами повседневности!», — учит нас Конфуций. Дела повседневности обладают чудодейственным ритмом и силой, способной вытащить нас из пропастей тревожной неопределенности. Это хорошо знали великие, которые столь тщательно составляли свои ежедневные ритуалы. Повседневная практика — это царский срединный путь между целенаправленностью и бесцельностью. Ты каждый день делаешь что-то, поднимающее тебя, но при этом ты не зацикливаешься на целях, а присутствуешь в самом действии. Достижения становятся не целью, а частью практики.
Наша главная повседневная практика — сама жизнь, которую можно попробовать прожить добросовестно. Тогда во всякий свой момент жизнь, продолжаясь, будет начинаться заново. С Новым годом!