— Отец Сергий, как появилась идея создания программы «Современная литургическая традиция Русской православной Церкви»?
— С идеей создания программы ко мне обратился протоиерей Геннадий Егоров, который отметил, что многие выпускники и слушатели Университета изъявляют желание расширить свои знания в той или иной области. Есть учащиеся, которым особенно интересна богослужебная жизнь Церкви, и они хотели бы в деталях узнать о том, как должно совершаться богослужение, и каким образом можно решить наиболее часто возникающие вопросы относительно применения уставных норм к приходским условиям. Факультет постарался предоставить этим людям такую возможность и помочь им более осознанно участвовать в литургической жизни Церкви.
-Кто принимал участие в разработке программы?
-Программа «Современная литургическая традиция Русской Православной Церкви» разрабатывалась теми преподавателями, которые и будут, я надеюсь, обеспечивать учебный процесс. Часть программы, посвященная истории русского церковного пения, была создана Ириной Анатольевной Креневой. Она уже проводит занятия на дистанционном курсе по истории церковного пения. Занятия эти проходят с большим успехом. Остальные разделы программы, в основу которых положено глубокое изучение богослужебной традиции, были написаны мной. Конечно, следует отметить, что на каждом этапе формирования программы мы ощущали помощь и поддержку отца Геннадия, ставшего поистине вдохновителем этого курса.
-На чей опыт Вы можете ориентироваться?
-Опыта участия в дистанционном обучении у меня не очень много, поэтому я рассчитываю на помощь своих коллег, которые преподают уже в течение нескольких лет, используя дистанционные технологии. Собственно преподавательский стаж в ПСТГУ у меня составляет 15 лет, и я надеюсь, что это обстоятельство поможет в освоении новой формы ведения преподавательской деятельности – в дистанционном обучении.
-В чем, на Ваш взгляд, уникальность новой программы?
-Программа «Современная литургическая традиция Русской Православной Церкви» рассчитана на расширение у слушателей кругозора в области литургической традиции и богослужебной практики. Знакомство с историей богослужебного пения Русской Церкви, основными певческими стилями и проблемными вопросами современного церковно-певческого искусства сочетается с достаточно глубоким изучением порядка совершения уставного богослужения в различные периоды церковного года. Слушатели изучают традицию совершения служб в максимальном приближении к требованиям Богослужебного Устава (на примере афонских монастырей), а также приобретают навыки практической работы с богослужебными книгами. Немаловажным является и обсуждение основных проблем совершения богослужения в приходских условиях и способов адаптации уставного богослужения к условиям приходов и монастырей.
-Есть ли существенная разница между тем, какой программа задумывалась и какой готова к выходу?
-Изначально предполагалось, что курс будет посвящен только проблемам совершения богослужения на приходах. Русская Церковь до сих пор и в обителях, и в обычных храмах использует монастырский Богослужебный Устав. В этом есть глубокий смысл и определенный символизм. Церковь дает нам ориентир на то, каким должно быть богослужение. К этому идеалу мы должны стремиться. Но во всей полноте исполнить предписания монашеского Устава не только на приходах, но даже в монастырях, сейчас практически невозможно. Многие монастыри расположены в городах и подчиняются городскому ритму жизни, богослужение в них зачастую совершается по приходскому «сокращенному» варианту. Для обсуждения проблем совершения служб в современных условиях и был задуман наш курс. Очевидно, что говорить об уставных проблемах можно только с людьми, которые достаточно глубоко знают, каким богослужение должно быть. Появилась необходимость перед обсуждением проблем совершения богослужения дать углубленный курс Литургики и истории церковного пения, а уже после этого перейти к практическим вопросам. В итоге, программа, на мой взгляд, получилась гораздо более насыщенной и интересной, чем предполагалось изначально. Слушатель получил возможность не только порассуждать о том, как «подогнать» уставное богослужение под современные приходские условия, но и узнать, каким в идеале должно быть богослужение, и каким оно предстает перед нами в опыте монастырей, насельники которых заботятся о сохранении литургического предания Церкви и обретают в молитве, как в форме Богообщения, основу своей жизни и цель своего земного существования.
-Почему программу решили сделать именно в формате дистанционного обучения?
-Дистанционное обучение более доступно по сравнению с традиционной дневной или вечерней формой обучения. Не каждый потенциальный слушатель, в силу загруженности на работе или обремененности семейными заботами, имеет возможность прибегнуть к получению образования стандартным путем. Институт дистанционного образования предоставляет возможность людям, даже находящимся далеко за пределами нашей страны, пройти курс обучения и приобрести необходимые навыки в той области, которая их интересует.
У меня, как я уже говорил, небольшой опыт участия в дистанционном обучении. В прошлом году я окончил курсы повышения квалификации в ПСТГУ по программе «Теория и методика дистанционного обучения» (ТМДО). В ходе учебного процесса имел возможность побыть и учащимся, и при выполнении практического задания попробовать себя в роли преподавателя системы дистанционного обучения. Эти курсы повышения квалификации стали первой областью в сфере дистанционного образования, где я смог применить преподавательский опыт, полученный в ПСТГУ.
-Поступающим всегда интересна личность преподавателя. Расскажите немного о себе.
-В 2000 году я окончил с отличием дневное отделение Богословско-пастырского факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института. После окончания ПСТБИ был приглашен на должность преподавателя кафедры Литургического богословия Богословского факультета (с 2005 года – в должности старшего преподавателя). С 2010 года – старший преподаватель кафедры Практического богословия Богословского факультета ПСТГУ. Имею несколько научных публикаций по литургике. С 2004 года являюсь сотрудником Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви, где в должности ведущего редактора работаю над составлением ежегодника «Богослужебные указания» и принимаю участие в выпуске официального патриаршего Православного церковного календаря. До принятия священного сана, в течение почти 15-ти лет, нес послушание алтарника и чтеца. 2 сентября 2007 года, в праздник Собора Московских святых, рукоположен во пресвитера. Являюсь клириком г. Москвы и служу в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине.
-Не много ли времени отводится на программу, 2 семестра? Дистанционное обучение в ПСТГУ традиционно предполагает глубокое и интенсивное погружение в материал, для многих учащихся это серьезное испытание, особенно в первое время, а год обучения в таком режиме – немаленький срок.
-Согласен с Вами, что для дистанционного обучения два семестра – срок немалый, однако следует учитывать и то обстоятельство, что наш курс включает в себя достаточно углубленное изучение Богослужебного Устава и истории церковного пения. Для знакомства с основными разделами этих курсов требуется много времени и сил со стороны учащихся. Надеюсь, что эти усилия впоследствии помогут слушателям приобрести серьезную фундаментальную подготовку в области литургической практики.
-Какими Вы видите своих учащихся?
-Прежде всего, наша программа предназначена для священно- и церковнослужителей, певчих, чтецов православных храмов, которые желают усовершенствовать знания и навыки, необходимые для церковного служения, а также и для всех интересующихся вопросами литургической традиции Русской Церкви и имеющих базовые представления о православном богослужении. Ну и конечно, слушатель должен быть неравнодушным к богослужению, любить его, жить им.
-На что нужно настроиться учащимся?
-Настроиться необходимо на серьезную и вдумчивую работу, которая сможет дать положительный результат только в случае, если учащийся проявит усердие и любовь к тому, что является сердцевиной церковной жизни – богослужению.
-Для поступления необходимо богословское образование. Почему не приглашаются обычные воцерковленные миряне?
-Программа предназначена для православных слушателей, имеющих богословское образование в объеме любого из следующих уровней: бакалавриат, магистратура, специалитет, профессиональная переподготовка. Такое требование вводится в силу специфики курса, изучение которого для обычного человека, хоть и воцерковленного, но не имеющего специальной богословской подготовки, может стать достаточно сложным. Кроме того, программа предназначена для людей, которые уже несут соответствующее богослужебное послушание и желают в нем усовершенствоваться. Как правило, эти люди имеют хотя бы общую систематическую богословскую подготовку.
-Как Вы предполагаете, что получат выпускники программы?
-Мы рассчитываем, что слушатели, изучая порядок совершения уставного богослужения в различные периоды церковного года и знакомясь с традицией совершения служб в максимальном приближении к требованиям Богослужебного Устава, приобретут навыки практической работы с богослужебными книгами, обсудят основные проблемы совершения богослужения в приходских условиях и рассмотрят способы адаптации уставного богослужения к условиям приходов и монастырей. Кроме того учащиеся получат представление об истории богослужебного пения Русской Церкви, основных певческих стилях и проблемных вопросах современного церковно-певческого искусства. Это, несомненно, должно стать стимулом к еще более ответственному несению служения тех наших слушателей, которые исполняют различные послушания в епархиях Русской Православной Церкви.
-Вы принимаете участие в выпуске официального патриаршего Православного церковного календаря, консультируете по вопросам Устава и настолько досконально знаете богослужение, что учащимся, наверно, будет невероятно интересно общаться с Вами, а что Вы ждете от слушателей?
-Как я уже отметил, программа рассчитана на неравнодушных к богослужению людей, любящих красоту службы и старающихся привить эту любовь окружающим. Надеюсь, что с нашими слушателями можно будет поразмышлять о том, каким должно быть богослужение, как можно приблизиться к этому идеалу на обычном приходе или в монастыре, и что необходимо сделать для того, чтобы богослужение, являющееся главным «стержнем» Церкви, стало основой духовной жизни каждого христианина. А это во многом зависит от того, как к своему послушанию относятся непосредственные совершители и участники богослужения. На них, собственно, и ориентирован наш курс.
-Преподавание для Вас это необходимость, призвание, послушание…?
-Трудно однозначно ответить на Ваш вопрос. Сразу после окончания института я стал преподавателем и являюсь им уже много лет. Наверное, преподавание для меня – это часть жизни, неотделимая от того служения Богу и Церкви, которое я, по мере своих сил, стараюсь нести.