Правмир публикует воспоминания священников о самых памятных днях Страстной Седмицы.
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове
4 тысячи просфор
Страстная седмица – особые дни, которые верующий человек старается проводить в храме, особенно в четверг вечером, когда читают 12 Страстных Евангелий. Но в 1993 году в Великий Четверг мне во время 12 Евангелий пришлось потрудиться. Я тогда был алтарником Преображенского храма в Переделкино, и днем отправили меня в Свято-Данилов монастырь за просфорами.
Нужно нам было к Пасхе 4 тысячи просфор. А в просфорне Свято-Данилова монастыря мне сказали, что их в таком количестве нет – надо печь, и предложили самому этим заняться. Я попробовал возразить, что хотел бы к вечерней службе вернуться в Переделкино, но мне сказали: «Вам нужны просфоры на Пасху? Если нужны, вставай и пеки вместе с нами».
До поздней ночи пек я просфоры. В просфорне стояли динамики, и мы слышали, как братия монастыря читает 12 Евангелий. Ни разу потом я не пожалел, что во время службы потрудился во славу Божию и обеспечил приход необходимым количеством просфор.
Игумен Петр Еремеев, ректор Российского православного университета, настоятель Высоко-Петровского монастыря
Неожиданное исцеление
Одним из ярких впечатлений Страстной седмицы стало чудо, произошедшее со мной однажды в Великий Четверг. Согласно традиции, в этот день, когда мы вспоминаем Тайную Вечерю, архиерей совершает Чин омовения ног сослужащему ему духовенству. Чин этот напоминает нам о событии, когда Христос омыл ноги ученикам, показав им пример смирения, а также образ служения, которое им предстояло нести. Получив приглашение на богослужение я не без труда добрался до храма. За неделю до этого я подвернул ногу, и думал, что, как-то пытаясь перетерпеть боль, дослужу до конца поста, а потом после Пасхи и обращусь к врачу.
После завершения Литургии и Чина омовения ног, уже выйдя на улицу, я почувствовал, что чего-то в ощущениях мне явно не достает. Я понял, что боль, которая мучила меня последнее время, после богослужения внезапно исчезла, будто ее и вовсе не было. При этом, будучи человеком, который на подобные события смотрит достаточно сдержанно, я хотел понять, не преувеличиваю ли я. Но ни в этот день, ни позднее, боль не вернулась. Так я чудесным образом получил неожиданное исцеление.
Такие чудеса являют нам действие Бога в мире и в жизни конкретного человека, когда Он возрождает разрушенную гармонию, устраняет последствия наших грехопадений. Страстная седмица, Пасха и Светлая седмица — это дни наивысшей концентрации, внутреннего сосредоточения христианина. В этот период мы вспоминаем события из жизни Спасителя и Его учеников. Вот почему эти дни особенно явственно приобщают нас к Евангелию, а богослужения этого периода позволяют прикоснуться к жертвенной жизни Господа. Я бы сказал даже так, что именно в это время и получается жить действительно по-христиански. Может быть поэтому и становится возможно чудо.
Защита диссертации в Великий Четверг
К сожалению, я не веду дневник, поэтому трудно сейчас вспомнить, что именно происходило в жизни на Страстной и на Светлой седмицах в разные годы. Но есть два события, до которых не нужно докапываться – они слишком памятны, чтобы их забыть. Правда, должен сразу предупредить, что ничего особенно церковного и благочестивого в них нет – обычная жизнь.
Первое – защита диссертации в 2003 году. Еще будучи студентом филфака МГУ, я заметил, что День науки (день, когда студенты, «как большие», могут делать научные доклады на своих кафедрах) у нас ставят частенько именно на Страстную, а как-то раз было – прямо в Великую пятницу. Поэтому я совсем не удивился (хотя и огорчился), узнав что моя защита назначена на 24 апреля – в том году это был Великий четверг. Родители мои были в раздумьях – идти ли на службу (12 евангелий, как-никак) или в университет. Всё же выбор был сделан в пользу нецерковного мероприятия. Защита прошла хорошо, пил я один только сок, но помню, что был совершенно пьяный. А через месяц с небольшим я женился.
Второе событие произошло спустя без малого четыре года – у нас родилась средняя дочь. Предполагалось, что это будет мальчик, было заготовлено имя Миша. Но оказалось, что это девочка. А поскольку родилась она на Благовещение (в 2007 году оно пришлось на Великую субботу – мой любимый день в году), то мы решили поменять только одну буковку – и получилась Маша. У нас, в России, не принято называть девочек в честь Пресвятой Богородицы (хотя у греков это совершенно нормально), поэтому Машиной святой стала преподобная Мария Египетская. Но всё же, думаю, Дева Мария не оставляет Своим особым попечением маленькую тёзку, родившуюся в столь важный для Неё и для всех нас день.
Беседовали Леонид Виноградов и Оксана Головко