Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике (Видео)
Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых в первый день Страстной седмицы.
Великим понедельником открывается период Страстной седмицы. Само название «Страстная седмица» говорит о том, что не только сосредоточие всей ее молитвы и внимания, но, по сути, всё содержание ее – это страдание, или, как мы именуем, – страсти Господни. Страданием Господа и Спасителя завершилось то, что предвечно было предопределено в совете Святой Троицы. Агнец Божий взял на себя грехи мира, пригвоздил их ко кресту и оправдал, искупил человеческий род.
Дни первые – понедельник, вторник, среда – показывают, что Спаситель всегда имел эту внутреннюю готовность. И Он скажет перед лицом Пилата, что уготовал Себя на жертвенное служение.
Если рассматривать Великий понедельник в связи с Ветхим заветом, то оказывается, это было 10 число месяца нисана – это был день выбора пасхального агнца Божьего. Его выбирали, а после этого приготовляли, чтобы на Пасху совершить жертвоприношение. Это созвучно Страстной седмице. Ветхозаветного агнца выбирал народ и, скорее всего, первосвященники. А сейчас мы видим, что Христос Сам Себя ставит во главу, то есть, понимая и зная, что Он, как агнец Божий, должен быть заклан за грехи всего человечества.
Понедельник – как раз и есть такой день, когда Спаситель духовно, внутренне готовит себя к этому пути. Естественно, это отражается на апостолах, на учениках Христовых. Они чувствуют, что Спаситель старается по-особому проводить дни после того, как он вошел в Иерусалим: в основном это время его пребывания в Храме.
На какие-то короткие там моменты он уходил в Вифанию, но больше всего поучал народ в притчах и в иносказаниях, а иногда проповедовал прямо – о судьбах Иерусалима и последних днях. Все в нем говорило, что наступает момент завершенности.
В понедельник, за богослужением, читается Ветхозаветное библейское повествование о праведном Иосифе и о многострадальном Иове. Эти фигуры прообразовали личность Христа как великого праведника.
Путь страдания особенно был отражен в Иосифе. Почему? Потому что он был продан братьями своими. Вот, по зависти, по какому-то недоразумению они, увидев его, когда он шел к ним навстречу, нес им пищу, стали совещаться против него. Он не только отцом любим больше, чем мы, но и Бог ему открывает много, дает ему какие-то знания в сновидениях, поэтому «вот хорошо бы нам избавиться от него». И они его хотят убить, но по совету одного из братьев, Патриарха Иуды, говорят: «Нет, не надо кровь проливать», — сажают его в яму и уходят. Мимо идет египетский караван, берет Иосифа в плен, в рабство в Египет. Это все – духовная, смысловая параллель с личностью Христа. Он тоже был предан, оценен, так сказать, был определен на смерть, уже вот.
Церковь в своих богослужениях раскрывает все эти прообразы, касающиеся грядущего страдания Мессии. И этим молитвенным переживанием православные готовятся уже на уровне ведения и понимания к последующим ответственным великим дням.
Примерно вечером в понедельник происходит событие, на котором Апостол заостряет внимание в Евангелии. Когда Господь входил в Иерусалим, возвращаясь из Вифании, взгляд его остановился на смоковнице, которая стояла на дороге. И когда он не нашел на ней плодов, то произнес такие слова, которые впоследствии вызывают недоумение: почему же так Христос, будучи Богом любви, насылает на растение проклятие: «Да не будь на тебе плода вовеки!» — и смоковница засыхает. Это заметили ученики, когда Господь вновь входил в Иерусалим: «Смотри смоковница, которую ты проклял, она засохла».
Так Господь символически показал, что кончался период бесплодия. Вместо «неплодящей церкви», после воскресения и страданий Спасителя должно было стать плодоносное дерево.
Почему Господь призывал дерево дать плодов? Это относится к каждому из нас. Кто из нас делал, что-то такое, о чем можно сказать: «Я являюсь тем человеком, который прославил Бога святостью жизни и, вот, великими плодами благочестия».
Конечно, мы все себя чувствуем бесплодной смоковницей. Везде, во всех наших покаянных богослужебных текстах фигурирует этот образ.
Читайте также: