Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский.
Мой младший сын (4 месяца) до сих пор по ряду причин не крещен. Окрестить ребенка получится только в апреле, а это время Великого поста. Для нас крещение ребенка – праздник, а во время поста ведь нельзя устраивать веселые застолья?
Крещение – величайшее церковное таинство, в котором духовно рождается новый человек. Это именно праздник, а не повод для очередного застолья. Впрочем, ничего плохого не будет, если после крещения родители с друзьями и родственниками вместе потрапезничают. Из постных продуктов тоже можно приготовить вкусный обед.
По церковному уставу даже Великим постом по большим праздникам благословляется употребление вина. И я считаю, что если люди, собравшиеся после крещения ребенка за столом, выпьют понемногу вина, в этом не будет греха. Что значит понемногу? Это не чувствовать ни малейшего опьянения. А пьянствовать грешно не только постом, но и на Пасху, и на Светлой седмице, и на Рождество, и на святках, и в любой другой день.
Главное, чтобы и родители, и крестные, и гости понимали духовный смысл крещения. Поэтому я желаю вам всерьез подумать о Боге, о смысле жизни, исповедоваться и причаститься (могу ошибаться, но судя по вашему вопросу и по тому, что ребенок до сих пор не крещен, вы человек малоцерковный). А воцерковляясь, вы вскоре осознаете необходимость крещения ребенка и крестите его как можно быстрее.
Как разъяснять смысл поста ребенку 4 лет? Какие допустимы ограничения? Можно ли оставить молочные продукты и мясо, а ограничивать ребенка во всяких лакомствах?
Я не считаю, что воцерковление детей нужно начинать с поста. Если вся семья строго постится, и дети будут к этому приобщаться. Но нужна мера, чтобы, во-первых, не навредить здоровью ребенка, а во-вторых, не отпугнуть его от Церкви – иногда именно из-за родительской ревности не по разуму дети, вырастая, уходят из Церкви.
Если ребенок видит, что родители на время поста отказались от каких-то любимых блюд (даже постных), при этом так же заботливы и внимательны к нему, в семье по-прежнему царят мир и любовь, он, возможно, и сам откажется от конфет. Но принуждать его к этому не стоит. Мне кажется, духовный смысл поста объяснить четырехлетнему ребенку трудно. Подрастет – поймет.
Несколько лет у меня были проблемы со здоровьем, а сейчас все более или менее выправилось и мой лечащий врач назначил прием препаратов (витаминов и т.д.) для того, чтобы забеременеть. Курс два месяца и это время попадает на Великий пост. Как мне поступить? Ведь в пост зачатие ребенка неправильно.
Я никому не навязываю своё отношение, но, на мой взгляд, зря мы во все сферы жизни вносим планирование. «Мы» — это весь наш бывший христианский мир. Уж оставили бы Богу благословлять нам зачатие и рождение детей, не совались бы в эту таинственную, даже священную область.
Не думаю, что страстное желание забеременеть и отказ от поста принесёт реальную пользу. Я не строгий духовник и редко накладываю епитимьи за нарушения постов, но никому не советую их нарушать намеренно.
Если очень хочется родить дитя, лучше молиться, стараться жить по заповедям, быть в обычном супружеском общении и ждать. А не даст Бог зачать, то, может быть, взять ребёночка из детдома? У нас на приходе сейчас несколько семей осчастливили сирот, и так приятно бывает видеть бывшего сироту на руках мамочки.
Мой муж – воинствующий атеист. О супружеском воздержании во время поста говорить практически не приходится. Он просто не видит для него причин. Мое упорство вызовет очередной шквал ненависти к попам и им подобным, которые морочат головы разным… Ну и так далее. А еще пугает грех блуда, на который я могу его толкнуть. С другой стороны, на исполнение супружеского долга постом просто нет сил. Как быть?
О супружеском воздержании во время поста апостол говорит четко и ясно: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор., 7, 5). «По согласию». Вы же ради соблюдения формального правила готовы нарушить мир в семье, толкнуть мужа на блуд, еще больше отвратить его, неверующего человека, от Церкви. И по вашим вопросам видно, что вы прекрасно понимаете, к каким последствиям может привести ваше «благочестие».
Пост – не заповедь, а духовное упражнение, полезное и имеющее смысл для верующих. Но со стороны неверующего человека нет никакого греха в том, что он постом ест мясо или хочет супружеских отношений с законной женой. Вот когда человек блудит, нарушает другие заповеди, он грешит независимо от того, верит ли в Бога, признает ли грех грехом. И если бы муж толкал вас на блуд или заставлял сделать аборт, угрожая, что иначе бросит вас, вы могли бы с чистой совестью сказать: «Уйдёшь ты или нет, блудить и убивать я не буду».
Но он, как я понимаю, ни к чему плохому вас не склоняет. Брак честен, ложе нескверно. Навязывать же неверующему человеку то, смысл чего может быть понятен только верующим, неразумно. И, как видите, апостол никого к этому не призывает.
Пожалуйста, расскажите, как правильно подготовиться к соборованию. Нужна ли перед ним исповедь? Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот? Или это не имеет особого значения?
Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию, но плохо, что так редко причащаются люди.
Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.
А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался, в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился. Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.
В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.
Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).
Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»
Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.
Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.
Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.
Это мой первый Великий пост. Может ли обычный человек (не болящий) собороваться?
Изначально это таинство действительно установлено апостолом Иаковом для болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак., 5, 14-15).
Но еще до революции в России сложилась традиция соборования раз в году для здоровых людей. Традиция эта подразумевает, что даже если физически человек более-менее здоров, духовно мы все расслаблены.
Допустимо ли в пост употреблять аминокислоты (спортивное питание)?
Я не врач, поэтому не знаю, не вредно ли такое питание для здоровья. Если вредно, то это грех как в пост, так и не в пост, а если не вредно, то не грех.
У меня вопрос гастрономического характера: стоит ли обращать внимание на состав продуктов, которые покупаешь? Например, понятно, что молочный шоколад нельзя, но если в продукте есть добавление яичного белка, яичный порошок, «незначительное количество молочных продуктов» и прочее? Тесто, опять же, делают на яйце…
Это дело совести каждого. Смущает – не ешьте. Но не надо оцеживать комаров.
Здравствуйте. Я собираюсь держать пост. Если спрашивают верующие друзья, буду ли я держать пост, что нужно отвечать? Правду? Но ведь нужно, чтобы пост и молитва были в тайне? Соврать, сказав, что не держу пост? При этом некоторые из друзей не будут держать пост и не хотелось бы своим положительным ответом как-то возвышаться над ними.
В церковной среде пост не может быть поводом для тщеславия, потому что постятся все. Наоборот, там соблазном будет, если уважаемый человек скажет, что он не постится. В среде же нецерковной никто не станет восхищаться тем, что вы поститесь, поэтому и там вознестись над кем-либо при всем желании не удастся.
Если вы понимаете, зачем поститесь, и готовы ответить на этот вопрос другим, лучше не скрывать свою веру. Понимаю, как это непросто, хотя сегодня за это не только не сажают и не расстреливают, как при Сталине, но и не преследуют, как при Брежневе – тогда и с работы могли уволить, и с очереди на квартиру снять.
Одно время я с амвона говорил прихожанам, что стыдно скрывать свою веру, советовал, чтобы они на работе, приходя в общую столовую, хотя бы молитву про себя прочитали и тарелочку перекрестили. Некоторые благочестивые прихожане потом подходили и говорили: «Батюшка, не решаюсь». И я понял, что давлю на души. Поэтому ни на чем не настаиваю, а советую вам для начала разобраться, в чем для вас смысл поста.
Раньше я постилась, а сейчас кормлю малыша (3 месяца), но соблюдать пост хочется. Обязательно ли нужно кормящей матери ограничивать себя в еде?
Кормящая мать должна дать ребенку все, что ему необходимо для нормального развития, а в остальном может поститься. Наносить же вред здоровью младенца ради буквы поста – очевидный грех.
Как питаться на вахте, в другой стране (мусульманской), где еда только в столовой?
Также я хотел узнать о супружеских отношениях. Дело в том, что несколько лет мы не можем никак родить ребеночка. И возраст уже. Врач дал нам сроку 4 месяца, сказав жене пить лекарства и пробовать. С учетом моей вахты у нас и того меньше времени. Жена маловерующая, если можно так выразиться, и вопрос о супружеской близости во время поста очень болезненный в нашей семье. Подскажите, что делать.
И еще. Я родился в мусульманской семье, тайно принял крещение. Многие мои друзья, родные не знают об этом. Как мне вести себя? Стоит ли смущать своим откровением окружающих меня родных, неверующих и мусульман?
Если вы скрываете свою веру «страха ради иудейска», то есть боитесь, что вас могут убить, скрывайте – много чего со страху приходится делать. Если чувствуете в себе решимость исповедовать веру даже с риском для жизни, исповедуйте. А если нет опасности для жизни, то чего боитесь? Осуждения? Это уж совсем малодушно.
О супружеском посте я уже говорил. Он возможен только по обоюдному согласию.
Ну а вопрос о еде просто не имеет смысла. Естественно, на вахте все питаются из общего котла. Не можете же вы на одном компоте сидеть. Ешьте, что дают.
На работе часто приглашают сходить куда-нибудь на неделе, например, в кино или кафе. Отказывать наотрез неудобно и некрасиво, говорить, что все-таки пост, тоже не хотелось бы. Да и если честно, посещать такие увеселительные заведения не очень хочется во время поста. Как поступить в такой ситуации?
По совести, как же еще? Если не хочется, то и не ходите – это даже от веры не зависит. Или вы раб своих приятелей?
Я встречала два противоположных мнения о том, нужно ли советоваться со священником о телесном посте в том случае, если здоровый человек не может соблюдать пост по уставу (сыроядение или сухоядение). Одно мнение – да, обязательно, нужно в каждый пост подойти к священнику и попросить разрешение на послабление в посте, чтобы каждый раз этим себе напомнить, что ты все-таки нарушитель, и почувствовать стыд. Другое – со священниками вообще не следует обсуждать вопросы о том, какие продукты есть или не есть. Поясните, пожалуйста, является ли пост в еде личным делом человека, и может ли человек сам для себя определять, сообразуясь со своим образом жизни и телесными возможностями, как ему поститься? Как нам строить свою церковную жизнь в этом вопросе – по закону или по свободе?
Сам ваш вопрос законнический. Но христианство строится не на законничестве, а на свободе и любви. Если есть духовник, мнение которого для человека важно, он будет с духовником советоваться. С другой стороны, если человек опытен, не первый год в Церкви, может держаться в соответствии с накопленным опытом. Поступать надо так, как полезней для души.
Меня не раз перед постом просили благословения на послабление, но я никогда не благословляю. Объясняю всем, что если человек болен, он должен соблюдать диету, назначенную врачом, а в остальном поститься. Если нарушает пост по чревоугодию, пусть кается в чревоугодии. Нарушение поста обычно не повод отлучать от причастия, но видеть свои страсти и сокрушаться о них необходимо. А кто просит благословения на послабление, хочет получить от священника санкцию не поститься, не бороться со страстями. Я такой санкции дать не могу.
Что касается вопросов о сыроядении и сухоядении, то они, как правило, исходят из указаний в календарях. Но я вообще против того, чтобы в прессе или календарях прописывали уставы о посте. Тем более древние уставы, Типикон. Нельзя Студийский или Иерусалимский уставы, принятые полторы тысячи лет назад в других условиях, для великих подвижников, монахов, применять к современным мирянам. Должно быть соответствие между мерой воздержания в пище и внутренней жизнью человека.
Кто уже живет высокой духовной жизнью и имеет дар поста, будет поститься со всей строгостью без указаний в популярных календарях. А нам, людям немощным, надо больше обращать внимание на свой внутренний мир, каяться, бороться со страстями и соблюдать пост, но не изнурять себя сухоядением и сыроядением. Не наша эта мера.
На работе включаю музыку для приятного фона и чтобы не слушать разговоры коллег. В пост следует выключить музыку, но тогда я буду невольным слушателем всех сплетен. Что мне делать? Чем я меньше погрешу?
Вы не погрешите, если не будете осуждать коллег. Мешают вам их разговоры – можно вставить в уши наушники и слушать хорошую музыку. Но только никого не осуждайте.
Подскажите, как быть дома, где неверующие родители слышать ничего не хотят о том, что я собираюсь поститься (мне 27 лет), и будут готовить мясное. Меня спасает то, что к ним я приезжаю только на выходные. Но даже так в Великий пост я не хочу есть мясо. Как быть? Как не допустить конфликта, хотя он наверняка будет.. Пусть не конфликт, но обида на меня.
Если вы приезжаете к родителям в гости, то не обижайте их отказом от угощения. А если вы живёте вместе, то ваши 27 лет – вполне зрелый возраст, вы сами себе хозяйка.
Не хочу ничего навязывать, но, мне кажется, стоит обратить внимание не столько на пост, сколько на свой статус в семье. Если семья строго патриархальная, и вы находитесь в непререкаемом подчинении отцу, то, конечно, и есть вы будете, что он укажет. Но так же ли вы послушны ему и во всех других отношениях?
Вы пишете, что будет конфликт. А вы не конфликтуйте, не требуйте ничего от родителей, не сердитесь на них, не давайте повода для обиды. А если они обижаются без повода, то просто молитесь о них. Мы не должны быть рабами людей. Впрочем, вам в конкретной ситуации виднее. Поступите по совести.
Подскажите, можно ли приступать к таинству соборования без причастия. По моим грехам пока мне не разрешено причащаться. В какие дни обычно совершается таинство?
Вы можете позвонить или приехать в любой храм и узнать, в какие дни оно будет совершаться. Но у меня вопрос: почему вам запрещено причащаться? Если вы сейчас находитесь в состоянии греха (например, нарушаете супружескую верность), то до исправления и принесения покаяния над вами нельзя совершать никаких церковных таинств. Если же вы не можете причащаться, потому что за какие-то прошлые грехи несете епитимью, то о возможности собороваться спросите священника, который назначил вам епитимью. Я ответить на этот вопрос не могу.
Мне 24 года. Это мой первый пост, я некрещеная. Скажите, когда можно креститься: во время поста или только после?
Сейчас в большинстве храмов крестят и во время, и не во время поста. Но в любом случае к крещению нужно готовиться. Для этого придите в храм, узнайте, как там проходит подготовка к принятию таинства крещения. Подготовьтесь, и по ходу решится, когда над Вами будет совершено это величайшее таинство.
Прохожу срочную службу в армии. Возможности исповедоваться и причаститься нет, во всяком случае, до Пасхи. Для военнослужащих, насколько мне известно, есть ограничения во время поста. Можно об этом поподробней?
А насколько мне известно, ограничений для военнослужащих срочной службы нет. Как может солдат поститься?
Стараюсь во время поста не слушать музыку. А можно ли слушать такие произведения как оратория митрополита Илариона «Страсти по Матфею» или иную духовную музыку?
Все зависит от того, какую жизнь ведет человек. Пример. Два человека пошли в театр оперетты. Один – монах, переодевшийся в мирскую одежду, чтобы насладиться «Летучей мышью». Второй – алкоголик, который много лет все деньги пропивал, а тут решил завязать, приобщиться к культуре, купил билет в театр. Очевидно, что первый согрешил, а второй совершил подвиг, стал возрождаться как личность.
А если говорить о «Страстях по Матфею» владыки Илариона, то почему бы мирянину не послушать музыку, напоминающую о Боге, если, конечно, она не отвлекает его от молитвы.
У меня несколько вопросов. Если Пост это добровольное аскетическое делание во славу Божию, которое включает в себя: воздержание от сытной и вкусной пищи (собственно, славянское слово пост указывает на состояние пустого, тощего желудка), развлечений, увеселений; особенно тщательную проверку души и исправление её; понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах. Результат поста – ощутимый духовный рост и приданию физическому телу здоровья.
Вопросы такие:
1. Если Пост направлен на улучшение здоровья физического тела, тогда зачем Церковь делает исключение наиболее нуждающимся в здоровье — больным, беременным, детям и пожилым???!!!
2. Если Пост направлен на очищение Души и укрепление Веры, тогда почему Пост преподноситься как «добровольное аскетическое воздержание» от еды которая приносит здоровье. И почему пища которая приносит БОЛЕЗНИ называется «ВКУСНОЙ и СЫТНОЙ»???
3. Почему вообще употребление пищи из убитых зверей с кровью считается нормальным для Православных Христиан???!!!
4. Почему в рецептах приготовления постных блюд присутствует тепловая (выше 40*С, выше температуры нашего тела) обработка , которая разрушает эти продукты данные нам Богом для здоровья???!! Если и в Священных Писаниях и в Славянских преданиях и современными учеными доказано, что ЖИВАЯ, СЫРАЯ, РАСТИТЕЛЬНАЯ пища для здоровья тела вместилища Души Святой. А мясная (белковая) и вареная растительная пища приносит болезни, противна Богу, убивает наши тело и душу, тогда зачем она разрешается в виде «исключения» — больным, беременным, детям и пожилым???!!!
Заранее Благодарен за ответы!
Первые ваши вопросы не лишены остроумия, но насчет здоровья ничего сказать не могу. Для здоровья – диета, которую назначают диетологи разным людям по разным системам.
А пост – дар Божий человеку. Мы все по рукам и ногам связаны страстями, но на время поста получаем некоторое облегчение от них – каждый в свою меру. Получаем, если хотим освободиться от страстей.
Постовые ограничения — это Божьи благословения.
Третий вопрос, насколько я слышал, актуален для иудаизма, а не для христианства.
Что касается вашего последнего вопроса – о тепловой обработке пищи, — то в нём есть что-то оккультное. В Писании ничего не говорится о греховности тепловой обработки продуктов, и в Церкви никогда не считалось грехом варить или жарить пищу, и многие подвижники варили. Христос и все первые христиане, будучи иудеями, ели пасхального агнца, и не сырого, а запечённого по тогдашним правилам.
Поскольку Вербное воскресенье бывает сразу после Святой Четыредесятницы, у меня вопрос: правда ли, что нельзя самому сажать веточки вербы, освященные в Вербное воскресенье и давшие корни? Мне кажется, это суеверие.
Это даже не суеверие, а фантазии. Когда людям хочется чего-то духовного, а духовной жизни нет, они придумывают разные псевдодуховные вещи.
Хочу похудеть, пост помогает незначительно. Можно ли православному человеку использовать рекламируемый диск с 25 кадром? Вопрос, конечно, дурацкий, есть нужно меньше, но все-таки….
Не советую механическими методами лезть в глубины своей души. И главное: полнота – не грех, чревоугодие – грех. Я сам всю жизнь терзался, что очень толстый. Особенно в юности, но, честно говоря, и сейчас хотел бы выглядеть поизящнее. А бывает, хотя и не всегда, лишний вес вреден для здоровья. Так что я вас понимаю и сочувствую.
Хорошо бы похудеть, но не получается, потому что, как вы уже заметили, страсть побеждает благие намерения. Поэтому эффективнее, на мой взгляд, направить волевые усилия не на сокращение количества и калорийности пищи, а на покаянную молитву, смирение и неосуждение ближних. Глядя на гадкого алкаша в канаве, вспомним, что ему так же не удаётся отказаться от лишнего стакана, как нам с вами от лишнего бутерброда, и не будем презирать его.
Учусь в 11 классе, на носу экзамены. Есть ли послабления для учащихся?
Если вы во всём маму слушаетесь, то и в этом слушайтесь маму. Но поделюсь своим богатым опытом. Я сдал за свою жизнь около сотни экзаменов и зачётов. Приходилось перед ними есть плотно, приходилось сдавать и натощак – никакой роли это не играло. Имели значение, во-первых, знания, а во-вторых, везение. Когда учился в семинарии, то уже, конечно, говорил не о везении, а о милости Божией.
Читайте также: