3 октября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малый чин освящения нового храма святых Петра и Февронии Муромских. Это первый храм, предназначенный для совершения венчаний. В чем смысл создания подобного специализированного храма — об этом корреспонденту портала «Правмир» рассказывает диакон Александр Волков, заместитель руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
В Церкви существуют специальные крестильные храмы, в которых осуществляется Таинство крещения. Они существуют при всех больших храмах и соборах, в тех местах, где это позволяют условия. Наличие таких храмов действительно удобно, потому что таинство крещения имеет свои особенности, которые требуют закрытого помещения, в которое во время совершения Таинства по возможности не проходят другие люди. Поэтому крестильный храм — это достаточно распространенная практика, как в Русской Православной церкви, так и в других Церквах.
Практики специального венчального храма ранее, скорее всего, не было. Однако если мы проведем аналогию с крестильными храмами, то мы можем понять, что в этом нет ничего странного, потому что таинство венчания, как и таинство крещения — таинства сугубо индивидуальные. Для венчающихся, конечно хорошо, когда нет посторонних, когда это таинство осуществляется только в их присутствии и их близких, носит семейный, камерный характер.
Святейший Патриарх Кирилл всегда в своих проповедях особенным образом подчеркивает важность крепких семейных уз, деторождения и всего того, что связано с ценностями брака. Такое сугубое внимание Церкви к таинству венчания, с которого начинается семейная жизнь, говорит о том, что Церковь уделяет особое внимание и самому факту венчания, и всему тому, что за ним следует: доброй семейной христианской жизни, деторождению, и всем другим семейным ценностям. В этом смысле создание специального венчального храма — событие очень хорошее, правильное и нужное. Я думаю, что специальные венчальные храмы будут еще где-то возникать.
Нередко для людей светских приход в Церковь начинается с венчания. Поэтому особое внимание к ним- тоже есть некоторый инструмент миссии, проповеди. Одно дело, когда люди приходят в переполненный собор, где после богослужения еще много людей, суета. Если в храме в одном приделе совершается венчание, а в другом стоит гроб и родные оплакивают усопшего – это непросто и для родственников покойного, и для молодой пары.. Но когда люди приходят специально для венчания в храм, в котором никого нет кроме них, и где ждут именно их, то этот светлый, красивый храм даже своим внешним и внутренним видом способствует особому восприятию таинства, особой торжественности, особой святости того, что будет происходить.
Все это говорит о том, что строительство венчальных храмов правильная тенденция. Мы знаем, что Святейший Патриарх благословил основание храма для совершения таинств венчания, он был построен за год, и посвящен благоверным святым князю Петру и княгине Февронии, покровителям христианского брака на Руси. Значение их подвига и их память особенно актуализируется в современной России как в церковном, так и в светском сознании, такое совмещение всего, я думаю, принесет свои положительные плоды.