Венцы царские, венцы крестные
о. Александр, как понимать слова ап. Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям» и «муж есть глава жены»? Надо ли все терпеть от мужа — и несправедливость, и деспотизм? Всегда ли и все ли прощать и КАК прощать?
Прежде всего, нужно постараться нарисовать идеал мужа. Да, мы должны следовать апостольскому слову: «Жены, повинуйтесь мужьям»… Но разве это накладывает обязательства только на жену? А если и на мужа тоже — то каким должен быть муж, чтобы соответствовать трудной роли главы? Могу привести в пример недавно скончавшегося профессора, протоиерея Глеба Каледу. Его духовный отец иерей Владимир Амбарцумов, расстрелянный в 37-м году на спецполигоне в Бутове, где теперь стоит храм в честь новомучеников и исповедников российских, отправлял 14-летнего Глеба искать священников, которые скрывались от преследований Советской власти, их семьи. Когда началась война, он добровольцем ушел на фронт, прошел всю войну. Служил в артиллерии. После демобилизации поступил в геолого-минералогический институт. Стал известным, крупным ученым. Одновременно с этим в течение 20 лет Глеб Каледа был тайным священником, зная, что если это станет известным властям, он полетит из Москвы со всех своих постов, а семья лишится московской прописки. А как только появилась возможность выйти на открытое служение, он это открытое служение принял. Создал замечательный приход. Стал первым священником, который после революции переступил порог тюрьмы. Входил в камеру смертников и оставался с ними наедине за закрытой дверью. Он, физически слабый, но горящий духом, их не боялся и говорил, что там исповедуются так, как нигде не исповедуются…
И если говорить об идеале мужа, отца — то вот он. Естественно, что в семье отца Глеба его слово было законом… Такому человеку повиноваться радостно и легко, и ты знаешь, что за ним, как за каменной стеной. Если же, к сожалению, мужья превращаются в пользователей (сегодня попользовался одной женщиной, а завтра нашел помоложе — попользовался другой), то, извините, это не мужчина. И непонятно тогда, кому, чему и зачем тут повиноваться…
Что же касается того, всегда ли все прощать мужу и как прощать… Если мы не будем прощать прегрешений наших близких, то и Господь не будет нам прощать прегрешений наших… У большинства же супругов бывает лишь настрой на прощение, мысль: если я прощу, то значит, другой непременно должен простить… Тогда ты просто требуешь того, на что не вправе рассчитывать. А если ты от души простил и осознал, что виноват и заслуживаешь любой кары — тогда мир, безусловно, будет восстановлен.
Как быть, если семья православная, но муж как слабовольный человек не может взять на себя роль главы семьи?
Такие ситуации бывают. И от жены в таком случае требуется совершенно особый такт и особый подвиг. В таком случае жене нужно приобрести особое, труднейшее искусство — быть второй, будучи первой. Это очень трудно, но необходимо. Тут, конечно, должна помочь и молитва, и исповедь, а также помощь и советы духовника, и желание не задевать самолюбие мужа. Хотя, казалось бы, муж при этом должен смириться. Быть смиренным человеком — это быть очень сильным человеком. Это значит преодолеть свои амбиции для того, чтобы целое (то есть семейная жизнь) была мирной и счастливой.
А оправдано ли желание жены развестись с мужем-алкоголиком или наркоманом, чтобы не рождать больных, с дурной наследственностью детей?
Опять-таки вопрос требует только конкретного разрешения. Универсального совета быть не может. Нужно, конечно, бороться до последнего. Но есть моменты, когда человек уже не может нести это бремя — силы его ограничены. Будь он святым — отмолил бы, возможно, как-то упруга, или бы терпения хватало нести скорби. Но если жена — обычный человек с реальными возможностями, а муж категорически не хочет расстаться с грехом, избивает жену, детей — тогда нельзя требовать от нее невозможного…
Чем опасны для семьи инфантилизм и безответственность мужа?
Инфантилизм любого из супругов — тяжелый недостаток, который требуется преодолевать всеми силами. И для людей, которые ведут серьезную, глубокую церковную жизнь, нет ничего невозможного. Апостол Павел говорил: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Фил. 4, 13).
В последнее время нередки ситуации, когда муж становится безработным, а жена как более деятельная находит работу, которая вынуждает ее проводить большинство времени вдали от дома. Кто в этом случае является главой семьи?
Мне кажется, что главенство в семье зависит не от того, кто приносит больше денег и кто больше хлопочет по хозяйству, а от того, кто имеет больший нравственный авторитет, его нельзя ставить в зависимость от того, что наше государство разваливается и промышленность встала. Это не вина мужа, что он лишился работы. Или возьмем другую ситуацию — муж, предположим, тяжело болен. Значит, он становится человеком второго сорта? Бывает, во время этого испытания муж проявляет инфантилизм, легко мирится с тем, что не нужно прилагать усилий, чтобы обезпечивать семью — ему удобно, что жена им занимается. В таком случае это библейский образ продажи своего первородства за чечевичную похлебку, за комфорт. Это печально — это трагедия семьи. Когда кто-то перестает выполнять свой долг, сознательно не хочет преодолевать себя, учиться, то это все равно, что дезертировать с поля боя… Ты уходишь, а вся нагрузка ложится на тех, кто остался. Это все самым негативным образом сказывается на детях, потому что, перестав исполнять свой долг, такой человек показывает детям пример того, что перед трудностями можно и нужно пасовать и не напрягаться, когда можно уйти в кусты. Проявление же малодушия, отсутствия благородства и ответственности всегда осуждалось в нашем народе.
Совет в такой ситуации может быть только один: приходите в Церковь, постарайтесь ощутить ее благодатную помощь и ту силу, которую она дает.