Венок на могилу Святейшего
Вот и прошло сорок дней… Еще совсем недавно он был рядом, вне зависимости от того имели ли мы возможность личного общения или нет, всякий раз присутствуя за богослужением и слыша слова «О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Алексие…» мы понимали, что он рядом, что мы все вместе, единое целое – Русская Православная Церковь ведомая своим Первосвятителем. Нам не дано знать дня и часа когда каждого из нас Господь призовет в свои обители, мы не знаем этого и поэтому всякий раз просим, чтобы Господь даровал нам «христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны…». Бог дал Патриарху Алексию возможность причаститься Святых Христовых Таин, помолиться у мощей святителя Тихона, Всероссийского Патриарха и после этого призвал к Себе.
Сорок дней – это время сугубой молитвы о душе новопреставленного раба Божия Святейшего Патриарха Алексия и это время размышлений о судьбах Церкви. Так уж получилось, что в ХХ столетии Первосвятители Русской Церкви были избраны свободным волеизъявлением лишь дважды – в 1917 году после соборной молитвы жребий выпал смиренному Тихону, митрополиту Московскому, и в 1990 году воспрянувшая после десятилетий гонений Русская Церковь отдала свой свободный голос Высокопреосвященному митрополиту Алексию. Христианская свобода – это главная ценность эпох патриархов Тихона и Алексия. Приняв первосвятительский жезл через свободное волеизъявление Церкви, они всю свою жизнь полагали за возможность свободного свидетельствования о Христе и учили этому всех нас. Молясь об упокоении Святейшего Алексия, мы должны знать, что именно при его патриаршестве Русская Церковь вновь обрела свой свободный голос, который зазвучал ясно и отчетливо, призывая каждого человека сбросить иго раболепствования и страха. Не страха Божия, который должен всякий раз утверждаться в наших сердцах, а того страха, ради которого многие по своему греховному естеству предавали Имя Христово.
Сорок дней – это время нашего покаяния. Святейший ушел во дни Рождественского поста, когда вся Церковь напряженно готовится к празднику Рождества Спасителя мира. Вот и пост минул, но сорок дней напряженной молитвенной памяти об усопшем патриархе заставляют нас снова и снова обращаться внутрь самих себя, проверять себя, исправлять свои греховные привычки и немощи. Бог благословил Русскую Церковь патриаршеством Святейшего Алексия, дал возможность ей встать с колен и твердо сказать свое слово. Но всегда ли мы умели ценить это Божие благословение? Полностью ли мы прилагали усилия, чтобы трудиться пока Бог дает? Не увлекались ли ненужной суетой и тленом? Каждый из нас может задать себе эти вопросы и каждый из нас, надеюсь, найдет повод для покаяния и исправления ошибок.
Сорок дней – это время нашей благодарности Богу. Благодарности за то, что, не смотря на нашу скорбь о кончине Патриарха Алексия, мы твердо знаем – мы есть те, кто мы есть в Церкви благодаря воле почившего патриарха. Если бы не он, не было бы многих из нас в церковном строю. Именно он, по Божиему благословению, давал возможность служить Церкви Христовой, давал возможность нам раскрывать свои таланты, давал возможность трудиться во благо всего народа Божиего. Поэтому сегодня и всегда каждый православный христианин, который жил в эпоху Святейшего Алексия, не может не проникнуться чувством глубокой благодарности Богу за то, что Он дал нам Предстоятеля, который всех нас благословил на работу по созиданию и устроению Церкви Русской.
2008 год по юлианскому календарю завершается сороковым днем памяти усопшего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Уходит не только год, уходит целая эпоха, которая уже никогда не повторится. Главной ее ценностью было – единство в многообразии. Святейший Алексий понимал, что временные земные противоречия не могут возобладать над вечностью, поэтому он всегда мудро был над непрекращающейся схваткой «левых» и «правых», «консерваторов» и «либералов», «монархистов» и «демократов». Мы – разные, но мы – чада одной Матери – Русской Православной Церкви, объединенные общей верой и общением в таинствах. Это главная ценность, которая утверждалась почившим патриархом. И в этот сороковой день, сугубо молясь об упокоении души раба Божия Святейшего Алексия, будем помнить о главном и будем просить Бога, чтобы Его благословением Русская Церковь являла м i ру «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).