Меры предосторожности — как и во всей стране, отношение людей, роение слухов, надежды — примерно такие же: школы, в том числе воскресные, на карантине (на каникулах), ряд прочих заведений, помеченных в постановлениях правительства — закрываются, ажиотажа в магазинах пока не замечено, весна не шибко теплая, ветреная.
Спасский собор наш — пока открыт, меры дезинфекции в нем, определенные своевременным распоряжением архиерея, приняты, вопрос о том, чтоб закрыть храм и отменить литургию, пока не стоит… Надолго ли — кто исповесть.
Вполне возможно, что предметы горячих споров, которые сейчас ведутся в православных областях соцсетей, станут насущными и для верующих минусинцев.
И самый важный из них — о Евхаристии.
Если правительство велит закрыть храмы, послушаем ли мы их?
Как масса железных опилок, притягиваемых магнитом, собирается в подобие осмысленных фигур, так и вся масса нюансов, связанных с карантином и храмами, делится на две основных позиции. Одна : храмы закрывать нельзя, это гонение на веру и Церковь, умрем за единый аз, за право собираться в храмах, прикладываться к иконе и целовать руку батюшке. Вторая: вера верой, но вирус никого не спрашивает, если ты не сидишь дома на карантине, а пошел в храм, в скопление людей, то ты потенциально грешишь против ближнего, и вообще Пасху лучше встречать дома (Фейсбук сейчас как раз полон романтических пассажей на эту тему), и как это возвышенно и духовно, в противовес церковному официозу.
Меня как священника то и дело спрашивают, что я думаю про всё это. Думаю я несколько мыслей.
Первая. Безусловно, паника – зло, трезвимся и бодрствуем. Но страшно ли мне самому? С одной стороны, конечно, тревожно. От вируса ведь действительно умирают люди. Хотя в нашем мире столько разных болезней, от которых тоже умирают, столько людей я отпевал за последнее время, от мальчика, умершего от герпеса мозга, до взрослых, умерших от рака или погибших в ДТП, от молодого человека, неосторожно упавшего с балкона, до стариков, умерших от старости, и бомжей, про которых сами медики затрудняются сказать, от чего они умерли…
Тревожно не только от вируса. А от того, от чего тревожно множеству знакомых мне людей: меняется лице мира, рушатся наши привычки и планы, исчезает как дым чувство самоуверенности, стабильности и защищенности, и у христиан эта тревога острее, быть может, чем у прочих: как же так, неужели наша вера и наш Бог не защитит нас от зла и не сохранит наш комфорт? От зла – всегда защитит, насчет комфорта – не знаю. Вспомните, «Аслан – не ручной лев», вряд ли Его можно «приручить», одомашнить, встроить в нашу личную модель мира. Если эпидемия – это урок, то это урок не только трезвой и деятельной любви к ближним, но еще и урок познания себя самого, и смирения, и избавления от иллюзий. Горько ли мне? Конечно, горько, ведь свои иллюзии есть и у меня, зане человек есмь. Прав ли Ты, Господи, пытаясь избавить меня от них? Мне очень нелегко это сказать, но я попытаюсь: прав Ты, Боже, и правы все суды Твои, и они полны любви и жизни, которую хочешь дать мне.
Вторая. Соглашусь ли я, если власти велят закрыть храм и не служить Евхаристию? Не знаю (даже если не ссылаться, как обычно бывает, на благословение архиерея) . Заранее выработать системы поведения, методики и проч. – всё равно не получится, как будет, так оно и будет, по слову простецов , «как Бог даст». Это не значит, что я пущу все на самотек, махну рукой, мол, а, пропади всё пропадом. И служить буду стараться, и принимать необходимые меры, чтоб обезопасить прихожан, стараться… Как уж выйдет.
Знаю одно: без Евхаристии, конечно, мне лично не выхилять, Господи, как-нибудь помоги Сам в этом вопросе! Всякие собрания, всякие целования священнопредметов – это ладно, но Евхаристия?.. Скажу как человек, привыкший думать поэтическими тропами: пусть счистится с рыбы эта блестящая красивая чешуя, пусть. Но пусть останется – Сама Рыба, иначе мы умрем с голоду.
И третья, ее озвучили сегодня в комментариях к одному из постов на вышеозначенную тему : «…смирение бывает очень важно. Сейчас нет гонений на веру, сейчас сама природа, мир Божий, восстал на человека. В прошлые времена, наверное, было более актуально, чтобы верные собирались вместе на молитву. Сейчас для совместной молитвы достаточно войти в соцсеть. А на Евхаристию — епитимья. Пока не одумаемся».
Епитимья, как вы знаете, это церковное воспитательное средство для согрешившего и кающегося. Вот именно об этом аспекте, считаю, стоит особо подумать нам, современным православным христианам.
Дум еще много… Вопросов много, ответов, как всегда – не очень. Но кто сказал, что на важнейшие вопросы, поставленные самой жизнью и промыслом Божиим, есть моментальные, ясные и простые ответы?.. Поиск ответов бывает мучителен. Помните, как у древних: «Отдай кровь и приими Дух». Помоги, Господи, всем, нелицемерно ищущим в нынешней ситуации сих ответов. И укрепи всех – в их вере, в их противостоянии черному унынию, тоске, тревоге, душевной смуте, телесной ли болезни их самих и их близких.