Портал «Правмир» продолжает спрашивать священнослужителей разных епархий о практике совершения катехизации и подготовке к крещению. На вопросы отвечает священник Дионисий Свечников, заведующий канцелярией Бакинского Епархиального Управления :
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти
мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
Несомненно, священник обязан выяснять причины, побудившие человека прийти в храм и выразить желание принять Таинство крещения. Большая честь людей, приходящих креститься делают это, не имея осознанной, полноценной веры в Бога. Можно сказать другими словами – они не являются православными по своему мировоззрению. Да, они верят в какого-то абстрактного Бога, но вовсе не в Святую Троицу, как это должен делать православный христианин или тот, кто готовится им стать.
Как правило, крещение для таких людей – это дань традиции, соблюдение некой формальности, сохранение веры предков. Хотя о самой вере предков зачастую мало кто что-то знает. Знают, что на Пасху нужно печь куличи и красить яйца, знают, что на Вербное воскресение нужно унести из храма домой освященную вербу, знают, что на праздник Крещения Господня нужно прийти в храм за святой водой, знают, что праздник Преображения Господня – это яблочный Спас и нужно освятить яблоки в храме. Обо всем этом знают в лучшем случае, а для многих из этих людей православная вера и есть все вышеперечисленное.
Но это еще не так страшно, этих людей можно научить основам православной веры, если, конечно, они захотят учиться. Ведь бывает так, что на предложение посетить занятия или беседы со священником некоторые отвечают приблизительно такими словами: «А раньше крестили без бесед, чего это вы опять придумали?».
Приходится убеждать людей в необходимости предварительного оглашения и катехизации. Кто-то понимает, кто-то нет.
Но гораздо сложнее обстоит дело с теми людьми, которые приходят креститься из-за суеверных или оккультных побуждений. А есть и такие, которые приходят на крещение по конкретной указке магов, колдунов, экстрасенсов и других оккультных деятелей. Таких людей очень трудно убедить, что они тяжко согрешают, обращаясь за помощью к оккультистам, ведь посылают их именно в храм Божий, на крещение. Раз в храм послали – значит это от Бога.
Людям и в голову не приходит, что они сразу же после крещения впадут еще в более тяжкий грех фактического отречения от Христа, которому сочетались во время крещения, вновь обратившись за помощью к лукавому посредством оккультистов. Если убеждения помогают, и удается отвратить людей от оккультизма, то после оглашения и катехизации можно и покрестить. А вот если человек остается в своем заблуждении, то в крещении приходится отказывать. Тут уж выбор один – либо Господь, либо лукавый, и этот выбор может сделать только человек.
Бывает и другое – когда мировоззрение у человека не только неправославное, но и с большой примесью иных верований. И разобраться в этом синтезе без длительных бесед невозможно. И если человек в итоге все же не отказывается от «инородных примесей», то это может и должно стать причиной для отказа в крещении.
— Можно ли, и если «да», то при каких условиях — крестить детей у
1)некрещеных родителей,
2) неверующих родителей,
3)совсем нецерковных родителей?
Отвечаю по пунктам:
- Я считаю, что можно. Порой крещение детей становится толчком для крещения и воцерковления самих родителей. Но здесь главное не переборщить и не крестить всех подряд. Священник должен по мере возможности побеседовать с родителями, выяснить, для чего они принесли ребенка на крещение, что они ждут от этого, и будут ли они после крещения приводить ребенка в храм для причастия. Если причины будут найдены удовлетворительными для крещения и родители обязуются приводить ребенка в храм, то крестить можно и нужно. Мы ведь не можем отказать ребенку в крещении только по той причине, что родители сами не были крещены в детстве (родители были коммунистами, неверующими и проч.) или еще не пришли к сознательной вере в Бога. То, что родители привели ребенка на крещение – это уже в определенной степени проявление их веры в Бога и этого нельзя отметать или закрывать на это глаза. Но нужно помнить, что каждый конкретный случай индивидуален и неповторим, поэтому и подход должен быть индивидуальным, а не поточным.
- Здесь вопрос сложный. Для чего неверующие родители принесли ребенка на крещение? Если они сами не верят в Бога, то для чего им крещение ребенка? На эти вопросы священник должен получить полноценный ответ.
Лично я в своей практике не встречал, чтобы неверующие родители приносили ребенка на крещение. Обычно бывает, что один из супругов неверующий, а именно верующий приносит ребенка на крещение. Такие ситуации очень сложны, т.к. зачастую неверующий родитель бывает против крещения своего чада. Разбирать эти ситуации нужно опять-таки в индивидуальном порядке, очень осторожно. Ведь может случиться так, что покрестив ребенка, верующий родитель не сможет обеспечить его православное воспитание, не сможет приводить чадо в храм на причастие. Поэтому здесь многое зависит от пастырского опыта священника.
- Давайте разберемся. Что мы вкладываем в понятие «совсем нецерковный»? Крещенный, но невоцерковленный? Если да, то степень воцерковленности должен выяснить и определить священник. Во многих епархиях огласительные беседы проводятся не только с теми, кто в сознательном возрасте желает принять Таинство крещения, но и с будущими крестными, а если нужно, то и с родителями ребенка. Если такие занятия проводятся в данном храме или городе, то, несомненно, после предварительной беседы, священник должен отправить родителей на эти занятия. Если нет, то вполне может и сам провести эти занятия. Нужно работать с людьми и тогда «совсем нецерковные» родители со временем станут воцерковленными. А если сидеть и ждать у моря погоды, то они никогда не придут в храм, а крещенный ребенок тоже вырастет «совсем нецерковным».
— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
Несомненно, человек должен быть знаком со Священным Писанием, основами вероучения Православной Церкви. Но главное, что должен иметь крещаемый – несомненную веру в Триединого Бога, исповедовать Господа Иисуса Христа своим Спасителем. Вообще тут палка о двух концах. Здесь важны не только знания, которые имеет человек, но и то, что может предложить ему священник.
В древней Церкви оглашение проходило в период не меньше года. В течение этого времени человек обучался основам православной веры, присутствовал на богослужениях до определенного времени, за год его мировоззрение становилось православным. И уже православно мыслящего человека крестили, крещение становилось печатью и открывало человеку всю полноту церковной жизни. Конечно, хорошо было бы возродить институт оглашения во всей его полноте. Но не все сразу, нельзя рубить с плеча. Поэтому степень подготовки человека должен определять священник, опять-таки индивидуально.
— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
Думаю, такой быть не может. Мы ведь не сможем утверждать, что после предварительной катехизации человек станет вторым Иоанном Златоустом, Василием Великим или еще кем-либо из мудрейших богословов. Знания без практики остаются теорией. Поэтому очень важно, чтобы работа с людьми проводилась не только до крещения, но и продолжалась после него. Те знания, которые получил человек во время предварительного оглашения, должны превратиться в практику церковной жизни. Поэтому можно смело сказать, что избыточной меры катехизации не может быть, т.к. она может продолжаться еще очень долго, у каждого по-своему.
— Какие трудности происходят при совершении катехизации в епархии?
Думаю, что во многих епархиях трудность одна – отсутствие хорошо подготовленных катехизаторов. На мой взгляд – это главная проблема. Все остальное – технические трудности, с которыми бороться намного проще. Кто-то может возразить и сказать, что если есть священник на приходе, то должна быть и катехизация. В идеале – да, должна быть. Но практика показывает другое.
Не каждый священник может быть хорошим катехизатором. Есть священники, которым Господом дан дар проповеди, и многие люди собираются в храм послушать батюшку. Другие священники видят главное в усердном совершении богослужений и треб. Третьи священники – это исповедники, духовники, к ним выстраиваются очереди на исповедь. Четвертые – это хорошие катехизаторы, имеющие от Бога талант усердной работы с людьми. И лишь очень немногие священники сочетают в себе вышеперечисленное. Поэтому нельзя требовать от всех священников непременной основательной катехизации. Этим должны заниматься те, кто умеет это делать. Но поговорить с людьми, желающими креститься, думаю, может каждый священник.
Сейчас в Бакинско-Прикаспийской епархии катехизация потихоньку набирает обороты. В Баку ведутся регулярные огласительные беседы. На приходах Азербайджана настоятели и установленные церковные работники также проводят огласительные беседы. В Дагестане, в Махачкале и Кизляре также начали проводить регулярные беседы. На остальных приходах это пока не носит регулярного характера, но мы стремимся к этому, с Божьей помощью этого достигнем. Главное, верить и не сидеть без дела. А все остальное Господь приложит.
Читайте также:
Катехизация: новые проблемы. О возможном сопротивлении сверху и снизу
Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви
Катехизатор не должен пытаться выстроить всех под один шаблон
Не пропустить начало жизни во Христе
Не перегрузить формальными знаниями
Боговедение не бывает избыточным