Может быть, это и не самая актуальная проблема на сегодня в Церкви, зато с ней сталкиваются абсолютно все и практически каждый день. Я говорю о сложившихся правилах поста. Они, как известно, скопированы из устава одного монастыря близ Иерусалима и теперь по ним живут и монахи, и миряне; и в Сочи, и в Якутске. Но это тоже самое, что уравнять налоги заводов и физических лиц – они начисляются по разным формулам, исходя из условий и возможностей.
Обсуждение этой темы началось не сегодня. Когда я был студентом Ленинградских духовных школ, мы с друзьями порой беседовали на эту тему. Помнится на одной из лекций наш ректор, ныне Патриарх Кирилл, говорил, что принятый устав не всегда учитывает наши условия жизни, особенно людей из северных широт.
Действительно, в Иерусалиме совершенно другой климат. Там фрукты и овощи круглый год, солнечная энергия сама по себе дает силы. А у нас даже нет тех продуктов, которые упоминаются в Типиконе. К примеру, дары моря нам не так доступны. Выходит что такой – «настоящий», уставной пост только в ресторане можно исполнить.
А для наших пенсионеров с их возможностями вообще будет подвигом, если они будут питаться в пост ливерной колбасой (улыбается), а не заменять мясо рыбой, которая у нас дороже, а рыбу – икрой.
И в древности понимали, что не может существовать единого устава. Их было несколько и они были различны. Где-то строгие, где-то не очень. Даже в самом Типиконе указаны существующие различия между правилами монастырей. Сегодня же устав одного монастыря применяется огульно для всех, не делая даже различия – монах ты или мирянин.
А надо учитывать все: какая работа у человека, каково состояние его здоровья, как долго он в Церкви, как к этому относится его семья и многие другие факторы.
Негласно многие духовники сегодня так и делают. Но я думаю, что на межсоборном присутствии следует выработать документ, принятие которого зафиксировало такой подход как право духовника.
Но делать это надо учитывая, так сказать, факторы риска – фундаменталистские настроения в нашей Церкви. Иначе найдутся те, кто посчитает этот документ еретическим, увидят в нем противоречие святым отцам, которые воспели пост.
Для кликуш и раскольников это станет поводом для противостояния нашему сегодняшнему церковному устройству. В итоге скажут, что этот документ межсоборного присутствия антихристова собора.
Т.е. действовать нужно с любовью ко всем. Это очень важно.
Поэтому в первую очередь речь в таком документе должен быть разъяснен смысл поста. Ведь все крайности возникают именно из-за того, что пищевые ограничения воспринимаются как смыслообразущие. А значит – любое посягновение на них выглядит как попытка извратить что-то очень важное и вызывает ответную реакцию.
Поэтому, прежде всего, следует изменить сам подход к посту. Хотя правильнее будет сказать не «изменить», а «вернуть» его первоначальный смысл. А для этого достаточно хотя бы вспомнить богослужебные тексты – квинтэссенцию Церковного опыта:
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: / истинный пост есть злых отчуждение, / воздержание языка, ярости отложение, / похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. / Сих оскудение, / пост истинный есть, и благоприятный (Стихира Триоди Постной).
Записал диакон Дмитрий Павлюкевич