Когда Господь убирает Свои заботливые руки
Однажды в Греции я встретился с человеком, который был знаком со святым Паисием Афонским. Он рассказал об одном своем разговоре со старцем.
— Бывает ли так, что ты заплываешь далеко в море и ложишься на спину, качаясь на волнах? — спросил его преподобный.
— Да, бывает.
— Под тобой большая глубина, неужели ты не боишься?
— Нет, не боюсь. Потому что уверен, что умею плавать и удержусь на воде.
— А если бы ты оказался в такой же ситуации, не умея плавать? Если бы не верил так в свои способности, в свои силы и свой навык?
— Я, конечно, тут же захлебнулся бы и пошел ко дну.
— Ты знаешь, что Господь так же держит тебя на Своих руках? Держит над этой бездной, над этим страшным миром, который лежит во тьме. И пока ты веруешь, что Бог тебя держит, Он продолжает это делать. Но как только вера твоя остывает и начинаешь верить во что-то другое, Господь убирает Свои заботливые руки. Ты тонешь, захлебываешься, и хорошо, если, как апостол Петр, воскликнешь: «Господи! Спаси меня!» Тогда Бог приходит на помощь и снова крепко держит тебя…
Господь всегда творит чудеса по вере людей — или тех, кто непосредственно обращается к Нему, или друзей и близких, которые переживают за нуждающегося человека и умоляют Господа помочь ему.
Помните, когда двое слепых приступили ко Христу, они кричали: «Помилуй нас, Иисусе, сыне Давидов». Господь прямо их спросил: «Веруете ли, что Я могу это сделать?», и они очень твердо, уверенно ответили: «Да, Господи». Он коснулся их глаз и исцелил, прибавив замечательные слова, которые, я думаю, должны быть в сердце каждого человека: «По вере вашей да будет вам».
И дальше, читая Евангелие, мы видим, что немого человека Христос исцелил по вере приведших его. То есть насколько мы веруем, настолько Господь и дает нам.
«Верую в черную кошку…»
Интересно, что верить можно не только во Христа. Множество людей вокруг верует во что угодно: в то, что Бога нет, в приметы, в какие-то политические идеи. И по этой вере, не направленной на нашего Творца, зачастую тоже дается им.
Преподобный Амвросий Оптинский, успокаивая приходящих к нему, говорил совершенно простую, но в то же время глубокую фразу: «Не верь в приметы, и они не будут исполняться». Действительно, всё зависит от нашей веры. Как писал Достоевский: «Здесь, на Земле, дьявол с Богом борется, и место битвы — сердце человеческое». Если сердце заполнено Богом, Господь дает по вере этого сердца. Если же Бог оттуда вытеснен — или полностью, или частично, суевериями, — тут же подключается противник Бога, дьявол. Он тоже имеет определенную силу, также обладает могуществом — но только над теми людьми, сердце которых не заполнено Господом.
Лишь только мы пускаем в сердце суетную, тщетную веру (суе-верия), как тут же начинает трудиться дьявол.
Например, человек верует в перебежавшую дорогу черную кошку, «несчастливые» числа или что угодно еще, и дьявол через других, таких же подвластных его влиянию людей, подстраивает ситуацию, якобы подтверждающую эту примету. Он творец зла, источник зла, поэтому и приметы, как правило, направлены в негативную сторону, предупреждают о каких-то якобы опасностях.
И человек, как собака Павлова, начинает сопоставлять причинно-следственные связи: лампочка загорелась — скоро будут кормить — потекла слюна. Подобным примитивным образом рождаются наблюдения: перебежала дорогу черная кошка — произошла какая-то неприятность — значит, примета «работает». Так люди еще сильнее проникаются суевериями, а дьявол всё больше и больше получает над ними власть.
Всегда нужно помнить, что в наших силах — выбирать между Богом и дьяволом, бояться козней дьявола или верить в Бога, в Его всемогущество и Его всесильную помощь.