Согласно данным социологического опроса, проведенного в августе 2012 года Левада-центром, среди причисляющих себя к православным лишь около 40% твердо верят в существование Бога и загробной жизни. Как человек может одновременно быть православным и не верить в Бога? Размышляет диакон Андрей Белоус.
«Безбожник». Это слово, которое обычно означает человека, который не верит в Бога. Русский вариант слова «атеист». Но у этого слова есть еще одно значение. Человек, который живет без Бога, так, словно Бога нет. Человек безнравственный именно в том смысле, что никакой нравственности для него нет. Разве что кроме той, которая предписана законом. В той мере, в какой ему самому грозит ответственность за нарушение закона. Насколько она не грозит, настолько нет и нравственности.
Сейчас нам может показаться странным, что римляне обвиняли христиан в безбожии, атеизме. Но речь шла не о том, что христиане не верят ни в какого Бога. В письмах Плиния Младшего императору Траяну упоминается, что христиане «поют гимны Христу как Богу». Цельс прекрасно знает и о том, что эта новая религия считает себя наследницей еврейского Ветхого Завета. Знали это и другие. Но евреев-то безбожниками не называли!
Христиан называли атеистами именно из-за их ужасного образа жизни. Вернее, слухов о нем. А слухи были об оргиях, кровосмешении, ритуальных убийствах и каннибализме. А разве может верующий человек такое делать?
Тот, кто действительно верит, что есть загробная жизнь, суд, что божественная воля действует в этом мире? Нет. Не может. Такому человеку была бы ужасна сама мысль, что такое можно делать. И это понимали даже те философы, которые сами отрицали существование богов или Единого Бога. И спорить с ними сложно. Правда, древние христиане ничего такого не делали.
Но это пример, который может нам помочь понять, насколько ужасно может быть религиозное безбожие. Писание не случайно нам говорит, что «и бесы веруют» (Иак.2:19). Но эта вера, это знание, что Бог существует, не меняет их поведения и их отношения к Богу и людям. И это действительно страшно. И Ева знала, что Бог есть. И Иуда не был атеистом. В Библии описано, как Бог беседовал с Каином прямо перед убийством его брата. Но тот не передумал, не отказался от своей затеи. Почему? Возможно, одна из причин именно в этом странном явлении. В религиозном безбожии.
Суть его в том, что человек, который верит в Бога на словах, фактически живет так, словно Бога нет. А происходит это потому, что отношения с Богом для него не являются отношениями с личностью. Бог не становится или перестает быть кем-то таким, кто реально присутствует в его жизни. Конечно, только в сознании самого человека.
Это не вера в живого и воскресшего Христа (хоть человек умом вполне может соглашаться, что все это было, ведь в его среде все так делают), реально это вера во «что-то там есть», которую он называет православием просто потому, что так модно и принято. Грубо говоря, потому что Президент приходит в Храм Христа Спасителя, а не в мечеть. Если следующий будет буддистом, и если он будет пытаться пропагандировать буддизм, то и они будут называть себя так.
Самое ужасное в том, что если к власти придут воинствующие атеисты, то эти люди первыми побегут восстанавливаться в КПСС или поклоняться «богине разума» в виде женщины с балаклавой в бывшем храме. Потому как встречи с Христом не было, или она была забыта. Когда-то человек хотел этого, но потом он сделал более важным что-то другое — национальность, государство, семейные ценности или даже банальный достаток и удобную жизнь.
На самом деле, семя уже завяло, терние уже задавило его, птицы склевали, злодей украл, но осталась видимость, осталась привычка, осталось только одно мертвое знание. Самое ужасное в том, что сам человек считает, что у него все нормально, он верующий и живет вполне обычной жизнью, «как все». Он даже кается, если понимать под этим отчеты о грехах. Но это просто похоже на тот случай, когда «каюсь трепеща… и вскоре вновь делаю то же». Трепета уже нет. Только обыденность, привычка, ритуал, вера в силу обряда, в лучшем случае.
На следующем этапе и это окончательно превращается в форму. «Святыня», «священное» становятся только словами. Наступает мрак «религиозного» цинизма. И человек думает лишь о том, накажут его или нет. Если нет, то все в порядке. Все хорошо и отлично, что бы он ни сделал, как бы ни согрешил. А если наказание возможно, то надо подумать, как его избежать, раз уж скрыть не получилось. Предательство, подкуп, требование взятки, практически любое преступление, практически любой грех может быть совершен. Ради великой цели — самого себя.
Но что тогда Бог? Что значит религия в таком случае? То, что дает какой-то комфорт, как у разбойника, который молился Богородице перед «делом». Что вошло в привычку. Что позволяет найти свое место (я русский, поэтому я православный).
Позволяет даже устроиться в этой жизни. Возможно, даже сделать какую-то карьеру «православного политика», «православного публициста» или даже церковную карьеру. Наконец, «чему-то», которое «там есть» можно поставить свечку, чтобы все было хорошо. Но все это уже не религия. Способ устроиться в жизни, заявить о себе, магия. Но не религия.
Выйти из этого тупика можно только, увидев его и осознав его ненормальность. Только пустив Бога в свою жизнь и в свою душу. Не просто на словах. Беда только в том, что «верующий» безбожник делать этого не хочет и боится. Ведь это означает перевернуть свою жизнь. И ради чего то, что ему самому непонятно, без чего он привык обходиться или что заменяет игрой со своими чувствами.
Проще спрятаться, закрыться в своем мирке, а когда терпеть уже невозможно или просто когда начинается другая мода, сорвать крест, снять маску христианства, повесить вместо иконы портрет Ленина и пойти громить церкви. Ведь религия это лицемерие и ханжество — будет думать такой человек. И в это он уже будет верить просто потому, что его религиозность была такой.
Он сам не захотел допустить этих личных отношений со Христом, даже отношений раба, не говоря уже о сыновстве. Ему удобней было стоять в храме «живым подсвечником». Именно поэтому храм и оставался для него пустым, местом для релаксации, в лучшем случае. Клубом по интересам. Или, увы, даже работой.
И лишь встреча с Господом, распятым и воскресшим Иисусом Христом, может это изменить.