«Правмир» позвонил в несколько московских театров, но сотрудники пресс-служб под разными предлогами отказались от разговора. Пресс-секретарь «Театра наций» Максим Андриянов рекомендовал писать ему на почту. «Мы ответим, если театр будет в этом заинтересован», — сказал он. Олеся Вартанова из пресс-службы «Театра Маяковского» сослалась на выходной.
Вера Назарова из «Ленкома» согласилась на короткий разговор.
— Как вы относитесь ко вчерашней ситуации, когда к людям старше 65 лет были применены меры?
— У нас часть сотрудников работает на удаленке, в том числе и я. Поэтому я только от вас слышу ситуацию про людей старше 65. Я не была в театре. Слышала, что у нас была проверка, но не знала, что были какие-то инциденты с людьми старше 65 лет. Простите.
— То есть, проверка была, но вы ничего подробно не знаете?
— Я знаю, что проверка была у нас и в театре «Сатирикон». Но я не слышала про какие-то негативные данные именно про людей старше 65. Я не присутствовала во время проверки.
— Видимо, про театр «Сатиры» ошибка?
— Я знаю про «Сатирикон». Про «Сатиры» не знаю. Может быть, у них [будет проверка] сегодня.
— Есть некоторые предписания, которые театр обязан соблюдать. Но как в театре могут отследить возраст зрителей? Старше они 65-ти лет или младше?
— Вам лучше разговаривать не с пресс-службой, а с директором, или замдиректора. Если работникам больше 65 и они не выходят на сцену, то они на удаленке. Мне не 65, но я все равно на удаленке. [Вероятно, Вера Назарова не расслышала вопроса].
— А если это артист и он выходит на сцену?
— Мы стараемся так составить репертуар, чтобы были больше задействованы спектакли с молодыми артистами. Но это же все было введено совсем недавно. Весь сентябрь мы еще могли работать нормально.
«Театр как доменная печь, его нельзя остановить»
Ольга Федянина, театровед, театральный критик:
— Театры оказались в тяжелой ситуации. Сначала их на полгода закрыли без возможности работать, играть и зарабатывать, а теперь вроде бы открыли, но со всех сторон обложили предписаниями.
Сейчас в театральном зале требуется рассадка через одного, все постоянно должны быть в масках, буфеты не работают, есть определенные правила дезинфекции помещений. В ряде театров после репетиций участники сдают тесты.
При этом все основано не на четких распоряжениях, а на каких-то расплывчатых рекомендациях — и как к ним относиться? Если людям старше 65 лет предложено самоизолироваться, то кто должен следить за соблюдением? Театры что ли? Можно, наверное, сделать возрастное ограничение при покупке билетов, но это все-таки чистое безумие. Я уже не говорю о том, что у нас театральная публика, если только это не Гоголь-Центр, в среднем старше, чем публика кинотеатров или рок-концертов.
Театры поставили в ситуацию, когда они живут в условиях полной неопределенности, а это отпугивает публику. Причем формально это происходит как бы по вине самих театров. «Вас же не закрывают? Вы только на входе потребуйте паспорта, чтобы проверить возраст».
И все равно театры стараются все предписания выполнять, потому что страшно, что снова все закроют. Лучше хоть немного играть, чем не играть вовсе. Театр — это предприятие непрерывного цикла. Как доменная печь: если ее остановили, то поднимать ее заново — это огромные усилия и очень большие расходы.
Но если в ближайшее время появится еще несколько таких ярких инициатив, как вот эти недавние рейды с проверкой, то театры сами через некоторое время скажут: «Лучше уж закрывайте». А у городской власти тут же появится алиби: «Ну вы же сами попросили».
Общее ощущение — и оно касается не только театров — что за весну и лето никто ничему не научился. Самый надежный способ взаимодействия — это не последовательное, регулярное, внятное объяснение, а по-прежнему запугивание, чтобы человек боялся выйти из дома.