Импрессионизм, модерн, даже экспрессионизм – всё это можно найти в творчестве большого русского реалиста Валентина Серова. Современники, восхищаясь его работами, всё-таки не могли до конца принять художника. Его постоянно критиковали, в основном за то, что Серову мало быть просто реалистом, ему интересен синтез стилей и направлений, поиск. «Непокорный преемник Репина и благодарный слушатель Чистякова», – скажет о Серове историк искусства Сергей Маковский.
Критиковали – и любили, и восхищались! Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорит, что Серова любят «и те, кто считает главным достижением в русском искусстве творчество передвижников, и те, кто является сторонником русского авангарда и заинтересован современными художественными течениями».
Выставка в Третьяковке – подробное путешествие по всему огромному наследию творчества художника. Пожалуй, первое такого масштаба и охвата.
Экспозиция начинается со знаменитой картины «Девочка с персиками» (1887). Одиннадцатилетняя Вера Мамонтова, дочка знаменитого мецената Саввы Мамонтова, позируя двадцатидвухлетнему художнику, вряд ли думала, что вот именно сейчас навсегда входит в историю отечественного искусства. Портрет наполнен жизнью и надеждами на будущее. Будущее Веры Саввичны будет коротким: она умрет в 32 года, оставив троих детей. Художник считал эту работу, а еще «Девушку, освещенную солнцем» (1888) своими лучшими произведениями.
«Он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся», – вспоминал Игорь Грабарь свою беседу с Серовым перед картиной «Девушка, освещенная солнцем» совсем незадолго до смерти Валентина Александровича.
Но огромная выставка показывает, что «вышло» очень и очень много. На ней представлены все лучшие портреты художника – творцов, деловых людей, аристократических и царственных особ. Каждый портрет – целый мир, ведь художник не просто «фиксирует» модель, добивается решения поставленных перед собой художественных задач, он проникает гораздо глубже, стремясь увидеть то, что называют «внутренним миром человека», проанализировать его.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», — двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Она умерла в 1955 году, ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки и письма знаменитого родственника. Ее сын, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов передал портрет в музей д’Орсэ в Париже.
Вот что писал известный критик Владимир Стасов о портрете Львовой:
«Серов, всё идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать всё это, всю истинную натуру и характер человека».
Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891).
Портрет Ивана Абрамовича Морозова Серов написал на фоне натюрморта Анри Матисса «Фрукты и бронза» (1910). Морозов – коллекционер живописи – купил работу «Фрукты и бронза» у Матисса как раз в 1910 году. Интересно, что годом раньше Серов говорил: «Матисс… хотя и чувствую в нем талант и благородство, но всё же радости не дает… Всё чего-то не хватает – пресно – тут можно призадуматься». И вот год спустя он пишет Морозова в стилистике Матисса.
Валентин Серов – в том числе и мастер стилизации, это роднит его с мирискусниками. Дельфины с его декоративного полотна «Похищение Европы» увлекают зрителя в древность, вызывая ассоциации с этрусским киликом с сюжетом про Диониса, превратившего пиратов в дельфинов. Да и сама Европа, голова быка – прямая перекличка с искусством античности.
Есть на выставке работы, которые российский зритель увидит впервые. «Портрет Александра III» прибыл из Дании. Художник писал портрет по фотографии, уже после смерти императора. Художник был благодарен императору за то, что тот лично помог матери Серова издать работы по музыкальной критике ее мужа, отца Валентина Александровича, дав на это дело 3 000 рублей. «Теперь я верноподданный его. Недаром я его сразу хотел поздравить после благополучного исхода с крушением поезда», – писал художник.
Так же были благодарны потомки Валентина Александровича другому императору, Николаю II, портрет которого тоже писал Серов. После смерти художника осталось его художественное наследие, шестеро детей и… никаких средств. Узнав от вдовы Серова о бедственной ситуации, государь из своих личных средств оплатил все долги семьи.
«Портрет Марии Акимовой» (1908) – еще один подарок российскому зрителю, поскольку увидеть в России эту работу невозможно – она специально к выставке привезена из Национальной галереи Армении.
«Я всё-таки немножко и пейзажист», – скромно заметил однажды Серов. Вряд ли с этим «немножко» согласится зритель, пришедший на выставку, для которой отобраны лучшие пейзажи. Среди них – виды окрестностей Абрамцева, Домотканова, а также местечка Ино в Финляндии (ныне поселок Смолячково), где размещалась дача художника. Серов брал внешне не броские, скромные мотивы (фрагменты русской природы, без каких-либо эффектов) и на основе их создавал пронзительные, глубокие произведения.
Экспозиция проводит по творчеству художника, этап за этапом, показывая, что в какой временной период для него было важно, какие художественные задачи он ставил перед собой и как решал.
Кроме живописи, графики, работ для театра, здесь еще представлены и опыты Серова в монументально-декоративном искусстве – «Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи» – рисунки на античную тематику для росписи особняка Носовой.
Живопись и графика на выставке разделены. Этим подчеркивается умение Серова виртуозно синтезировать, в графике работая цветом, а в живописи делая акцент на силуэте.
В портрете Шаляпина (1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену. Шаляпин был дружен с семьей Серовых. Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника. Шаляпин нередко бывал в гостях у Валентина Александровича. Как-то прислуга даже не впустила его, видимо, решив, что в приличное семейство с детьми негоже являться не совсем трезвым. За что в итоге получила выговор от Серова: «Не пустить САМОГО Шаляпина! Это ж надо додуматься!»
Кстати, на выставке подробно представлены театральные работы Серова, связанные с постановкой «Юдифи». В «театральном» разделе экспозиции – огромный (554 х 810 см) занавес для балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов Дягилева (1911) – из собрания семьи Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
Здесь же можно увидеть знаменитых деятелей балета – Сергея Дягилева, Анну Павлову, Тамару Карсавину – такими, какими показал их в своих портретах Валентин Серов.
Если «Девочку с персиками» знают абсолютно все, то шаржи Серова – малоизвестная страница его творчества. На юмористических портретах можно узнать художника и историка искусства Игоря Грабаря, художника Льва Бакста, Сергея Дягилева, поэта Михаила Кузмина, актрису Иду Рубинштейн. Валентин Серов очень точно видел характерные черты в тех, кто находился рядом.
В шарже-автопортрете «Скучный Серов» (1910–1911) художник с какой-то иронией смотрит и на себя самого, то ли уставшего, то ли сердитого…
Заключающий выставку портрет Иды Рубинштейн (1910) современники, по большому счету, не поняли. Острые углы, прямые линии – критики писали, что Серов поглумился над красотой. А мы, знающие о катаклизмах ХХ века (до которых художник не доживет), видим, что «Портрет Иды Рубинштейн» – нечто большее, чем художественные поиски.
***
Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова.
После смерти отца вместе с матерью отправился в Мюнхен, где получил первые уроки рисования у немецкого художника Кеппинга. Затем Серовы переехали в Париж, где Валентин Александрович брал уроки у Ильи Репина.
В 1880 году Серов стал студентом Академии художеств. В 1884 году он покинул Академию.
В 1887 году в Абрамцеве Серов написал картину «Девочка с персиками». В следующем году появляется «Девушка, освещенная солнцем». В том же году мастер создал один из лучших своих пейзажей «Заросший пруд. Домотканово» (1888).
В 1889 году Валентин Александрович Серов женится на Ольге Федоровне Трубниковой.
В 1890-е годы Серов много ездит по городам России, работая над заказными портретами.
К этому же периоду относятся портреты итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников Константина Коровина (1891), Ильи Репина (1892), Исаака Левитана (1893), писателя Николая Лескова (1894), композитора Николая Римского-Корсакова (1898).
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году, где получила главный приз.
С 1890 года Серов участвует в выставках Товарищества передвижников. Однако в результате раскола Товарищества с некоторыми другими художниками выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение – «Мир искусства». Валентин Александрович входит в его состав с момента основания.
Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них – картина «Дети» (1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей Боткина (1900), портрет Мики Морозова (1901).
Более десяти лет – с 1898 по 1909 год – художник преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Константин Юон.
Особое место в творчестве Серова занимают работы на исторические и мифологические темы: «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны» (1900), «Выезд Екатерины II на охоту» (1902), «Юный Петр I на псовой охоте» (1902), «Охота с борзыми» (1906) – предназначались для издания Кутепова «Царские охоты»; «Петр I» (1907), «Похищение Европы» (1910), «Одиссей и Навсикая» (1910).
22 ноября 1911 года Валентин Серов в возрасте сорока шести лет скоропостижно скончался, оставив шестерых детей, потрясающие произведения искусства и множество нереализованных планов…
Смотрите также:
Валентин Серов. Не только «Девочка с персиками»