Вестник Рождества № 8. Деликатность Бога
Рораты – это литургии, которые совершаются при свечах на восходе солнца или до восхода, одним словом, очень рано. И устраивают эти предрассветные службы в честь Богоматери – Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим!
Великое и неслыханное дело – Бог – Творец и Создатель этого мира – спрашивает разрешения родиться, вступить в собственный мир у юной девушки, почти девочки, и без Ее согласия не смеет отважиться на это великое и нужное свершение! Меня всегда захватывала эта мысль, потому что, если это так, что это говорит о Боге, если в Нем столько доброты, уважения к свободе «малых сих», деликатности и такта?
В древности в западной Церкви эти ранние литургии начинались пением стихов из
пророчества Исаии:
«Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду» (Ис. 45:8).
А на латыни как красиво:
«Rorate caeli desuper et nubes pluant iustum».
Глагол «roro» значит «падаю каплей, покрываю росой», а в церковном лексиконе – «кроплю». Так что, когда в следующий раз вы пойдете освящать куличи, можете блеснуть знанием латыни, обратившись к батюшке: «Вот тут, отче, rorate, пожалуйста!»
Это далеко не случайное слово, и христианская древность очень ценила символ, который пророк Исаия использовал для изображения прихода Мессии. Исаию у нас читают мало, но сам образ росы нам хорошо известен благодаря Псалтири, и вы сразу вспомните эти волнующие строки Писания, когда я процитирую семьдесят первый псалом:
«Снидет яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю» (Пс. 71:6).
– Почему христиане древности выбрали для молитвенного размышления именно эти строки?
– Потому что в этих словах описан образ явления Бога Воплощенного! Он приходит не как властитель, повелитель, мститель и судья – с громом, молниями, в столпе огня и покоряющей мощи. Нет, Он избирает другой путь: всеми забытая деревушка, времена славы которой давно угасли в веках, нищий старик с хрупкой девушкой и тесная пещерка, даже скорее сарайчик, на выселках – никто и не заметил!
Ведь никто не замечает, как на траве поутру появляется роса – и откуда только берется? Но эти нежные росинки – предвестники утра и солнышка, тепла и радости! Бог выбрал путь росинки, Он пришел не как устрашающее цунами и безжалостный ураган, а как капелька – капля-малютка, освежающая и дарящая бодрость и силы жить.
У православных есть свои рораты, но мы мало внимательны к ним.
Первая весточка о Грядущем Мессии – песнопения на службе Введения – «Христос раждается», вторая – стихиры, которые поются на всенощном бдении под праздник апостола Андрея Первозванного. Если пение «Христос раждается» и отмечается особо, то эти стихи не замечают даже певчие, и напрасно, потому что это первые богослужебные тексты предпразднства Рождества в этом году, и, представляете, там про Исаию!
Вот стихира, которую поют на «Господи, воззвах», когда священник с дьяконом идут на Малый вход Царскими вратами:
Исаие, ликуй! Слово Божие восприими!
Прорцы Отроковице Марии,
купину горети огнем и не сгарати зарею Божества!
Вифлееме, благоукрасися!
Отверзи врата, Эдеме!
И, волсви, идите, видите спасение в яслех повиваемое,
Егоже звезда показа верху вертепа –
Жизнодавца Господа, Спасающаго род наш!
Здесь уже озвучиваются главные предсказания, а также образы и сюжеты истории Рождества Христова: Богоотроковица Мария, пророчества Исаии, видение неопалимой купины, предсказание о Вифлееме, звезда и звездочеты, Младенец в яслях, а в стихире, положенной перед великим славословием, и вовсе – неудержимое ликование, неистовый хоровод и радость всех действующих лиц:
Восприими, Вифлееме, Божию митрополию!
Свет бо Незаходимый в тебе родитися приходит.
Ангели – удивитеся на небеси!
Человецы – прославите на земли!
Волсви – Персиды преславныя дары принесите!
Пастырие, свиряюще, – трисвятое пение песновоспойте!
Всякое дыхание да хвалит Вседетеля!
Это так прекрасно! Это так утешительно, что, сколько бы печалей нам ни несло зимнее время и как бы ни было одиноко от нехватки тепла и солнца, – хочется жить!
Хочется войти в эту радость Великого Чуда и Знамения, в этот хор свидетелей, потому что ликование Рождества – не для личного пользования, его нужно научиться делить с близкими, не уберегая только для себя. Поэтому и все службы наши и моления не что иное, как школа радости, как класс, в котором мы обучаемся радоваться вместе и ликовать вокруг Бога-росинки, Бога-капельки, перенимая Его деликатность и нежность, подражая Богу, чтобы и самому стать для других отрадой и утешением.