— Геронда, почему я легко впадаю в гордость?
— Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что имеешь высокое о себе мнение. Думаешь, что что-то из себя представляешь. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет. И поскольку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гордишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которого мгновенно подскакивает давление, стоит ему немного поволноваться.
— Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?
— Потому что голова у тебя как следует не закручена и в ней гуляет ветер высокоумия. Я ставлю заглушку, закручиваю, а ты её срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше и закрутить её покрепче. Знаешь, какие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову остриём высокоумия, надувает, как воздушный шар, и запускает вверх.
— Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других.
— Это так. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?
Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек — безумец. Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!
— Геронда, что значит «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс.126,1)?
— Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спрашивают: «Сия вся… претерпети обещаваешилися?» — он отвечает: «Ей, Богу поспешествующу». Не говорит «Да, я сам всё вытерплю». Если человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит: «Я сам сделаю это, я своими силами сделаю то-то», тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.
— Геронда, я сильно огорчаю сестёр: они мне говорят одно, а я делаю совсем другое.
— Это с тобой происходит из-за самоуверенности. Тебе кажется, что ты мух на лету хватаешь, а на самом деле ловишь не мух, а воздух! Поднимаешь руку и думаешь, что поймала муху. «Я поймала», — кричишь, а в кулаке-то у тебя пусто. Поднимаешь другую руку. «Я поймала муху», — кричишь, а кулак-то снова пустой. Ты сначала смотри, есть ли что в кулаке, а потом уже говори: «Я поймала».
— Сестры говорят, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своём мнении, но я этого не замечаю.
— Знаешь, в чём тут дело? Когда у тебя есть определённое мнение, ты не рассуждаешь: «Мне пришёл помысел, и я не знаю, правильный он или нет», но считаешь, что твоё мнение всегда верное, и потому стоишь на своём. Ты как та хозяйка, которую муж попросил приготовить осьминога, а у осьминога не хватало одного щупальца. «Ну что, готово? Сварился осьминог?» — спрашивает муж. «Какой осьминог? Семиног!» — отвечает жена. «Не семи-ног, а осьминог!» — «Не осьминог, а семиног!» В конце концов муж не выдержал и, разозлившись на упрямую жену, бросил её в колодец Но и оттуда она продолжала на пальцах показывать «семь, семь, семь»! Так что, говори, что думаешь, но не настаивай на своём мнении.
— Но я часто замечаю, что моё мнение правильнее, чем мнение сестёр, с которыми я вместе работаю.
— Из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком логический подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.
— А как мне избавиться от самоуверенности?
— Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без помощи Божией. Если поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, — от Бога, а глупости — твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуверенности.
— Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?
— Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое самодовольство в нём сидит! На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: «Говорю это во славу Божию». Рассказывает-рассказывает…. «Говорю это во славу Божию». Я аккуратно замечаю: «Может, немного и твоей славы тут есть?» «Да нет же, — отвечает, — всё во славу Божию…» Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях «во славу Божию», хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.
Во всяком случае, человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и «отсидеть» ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней!.. Потом он всем говорил: «Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней». Но разве так приходит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, — больше бы благодати получил.
— Геронда, апостол Павел говорит. «Хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?
— Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает благодарность Богу.
Читайте также:
Гордость – генеральный штаб страстей