Виа Долороза
Громадные «Золотые ворота» в восточной стене Старого города, через которые Христос вошел в город на роковую Пасху, уже много столетий не действуют. И вот почему. По еврейскому преданию, именно через них должен войти в город Мессия – Машиах, которого иудеи продолжают упорно ждать, отвергнув истинного Сына Божия. Завоевав Иерусалим, турки узнали об этой легенде и из опасения, что «еврейский Мессия» изгонит их из города, в 1536 году заложили Золотые ворота камнями. Так уже много столетий они и стоят – замурованные, увенчанные мощной зубчатой башней наверху. Никто не может ни въехать, ни выехать через самые большой, но бездействующий вход в Иерусалим. Так исполнилось пророчество Иезекииля: «Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (44:2). Примечательно, что когда Иисус шел через эти ворота, толпы людей приветствовали его радостными криками «Осанна в Вышних»! «Осанна Сыну Давидову!». Когда же Его, преданного Иудой схватили ночью в Гефсиманском саду, связали и повели через них на неправедный суд Каиафы и Пилата — ни пальмовых листьев, ни постилаемых на земле одежд уже не было. За отвержение и распятие Сына Божия еврейский народ был рассеян по всему свету, его столица – Иерусалим и святой храм, разрушены до основания.
«Затворническое» пророчеств Иезекииля сбылось, поэтому пройдем в Старый город через расположенные немного правее Львиные ворота. Свое название они получили из-за украшающих их барельефов с изображениями львов. Здесь расположен вход в мусульманский квартал, поэтому у входа всегда дежурит наряд израильских солдат с автоматами наперевес. Случаи проникновения палестинских террористов-камикадзе из Старого города, отнюдь не редкость. Осмотрев цепкими взглядами нашу паломническую группу, еврейские воины посторонились, и мы миновали массивные деревянные двери.
За ними оказалась мощеная улица, заполненная торговцами сувенирами. Ободрать «неверного» как липку для мусульманского продавца здесь – знак особой доблести. Если этому смуглому торговцу с золотым зубом и намотанным на голову платком не удастся всучить заморскому пилигриму какого-нибудь деревянного верблюда или набор открыток с видами Святой Земли по цене как минимум в пять раз превышающую реальную, то соседи его уважать перестанут.
Здесь в толкотне восточного рынка, зазывных криков торговцев, внешне скорее напоминающих разбойников из сказки про Али Бабу, начинается знаменитая Виа Долороза, Скорбный путь. Им Сын Божий шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На своих израненных плечах Спаситель нес крест, который есть ничто иное, как наши грехи. Иисус искупил их Своей праведной кровью. Крестный путь связан библейскими эпизодами с событиями, предшествовавшими рождению Спасителя. На Виа Долороза, как и во всей Святой Земле произведен скрупулезный раздел «сфер влияния» между различными христианскими конфессиями.
Сразу за воротами видим здание католического монастыря святой Анны (матери Девы Марии), основанного во времена крестоносцев на месте рождения Богородицы. Подземные помещения сохранились с более древних времен. В одном из них можно увидеть вделанную в стену каменную плиту, украшенную иконами. По преданию, на этом месте Анна произвела на свет Святую Деву.
На всем протяжении Виа Долороза, по библейским преданиям, происходила различные события, непосредственно связанные с именем Христа. При каждом таком событии страшное шествие прерываюсь. Канонизировано 14 таких остановок (станций). Каждая из них отмечена церквями, часовнями, мемориальными досками. Поднимаясь вверх по улице, выходим к школе Эль-Омария. Здесь первая остановка на Скорбном пути Христа. Собственно, отсюда и начинается Виа Долороза. От первой остановки Христа каждую пятницу в 3 часа дня отцы-францисканцы устраивают шествие. А две тысячи лет назад здесь был расположен римский преторий. В его северо-восточном углу находилась башня Антония, где, по библейскому преданию, римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа.
Теперь на территории бывшего римского претория стоит женский католический монастырь Сестер Сиона. Нижняя ступень мраморного крыльца, ведущего в монастырские ворота, сохранилась со времен римлян. Своды монастырских помещений включают в себя остатки скульптурных украшений и колонн времен первых веков нашей эры. Стены монастырской церкви украшены мозаичными картинами современной работы. Темой этих картин является библейская легенда о суде над Иисусом. В глубине церкви в нише над алтарем стоит беломраморная статуя Христа в терновом венце и со связанными руками. Внизу надпись: «Экце хомо» («се человек»). От монастыря через улицу Виа Долороза перекинута арка с крытой галереей. Предание гласит, что отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа, воскликнув при этом: «Се человек». В память этого события арка и носит латинское название «Экце хомо».
Справа — часовня Бичевания отмечает место, где Христос был подвергнут бичеванию. Она примечательна искусно выполненным витражом, расположенным за алтарем. В подвале монастыря находится «Литостратос», что с греческого переводится как «мощеное место». Это был внешний двор претории. Здесь Христос был публично допрошен. По преданию, присутствующие при этом солдаты преторианской гвардии грубо издевались над Ним, называя лжепророком. На плитах пола еще сохранились насечки для предотвращения скольжения лошадей по мостовой, и грубо вычерченные римской солдатней круги для игры в кости.
Дальше улица Виа Долороза круто сворачивает влево у здания Армянского патриархата. Здесь находится третья станция. На этом месте Христос упал в первый раз. Это событие отмечено маленькой католической часовней, построенной на деньги польских солдат. Над входом в часовню — рельеф известного польского скульптора Тадеуша Залинского. Рельеф изображает Христа, изнемогающего под тяжестью креста. Проходим еще немного по булыжной мостовой Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Христос, по преданиям, встретил свою мать. Над входом — картина, изображающую встречу.
На углу Эль-Вад и Виа Долороза стоит францисканская часовня в память о пятой остановке Христа на Крестном пути. Здесь Симон Киринеянин взвалил себе на плечи и понес дальше крест, под тяжестью которого изнемогал Христос. В стене около входа в часовню справа заметна глубокая впадина. По преданию, это отпечаток руки Христа, устало опершегося о стену. Узкая петляющая улочка ведет нас в направлении храма Гроба Господня. Пересекаем ул. Эль-Бейрам, которая уходит влево от Виа Долороза, и оказываемся у часовни св. Вероники. На этом месте блудница по имени Вероника утерла пот и кровь с чела Христа. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых.
Движемся по Виа Долороза до ее пересечения с улицей Сукхан эз Зайн. Здесь на углу вход во францисканскую часовню. У входа слева находится остаток колонны, отмечающей место, где Христос упал во второй раз. Многие из расположенных вдоль этой улицы домов и лавок носят на себе печать далеких римских времен – лепнина, каменные монолиты в стенах. По этой улице наш путь лежит к широкой лестнице. Поднимаемся по ней и сворачиваем направо. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише — покосившаяся колонна. Она отмечает место, где Христос упал в третий раз. Остальные пять станций находятся в Храме Гроба Господня.
В Страстную Пятницу на православную Пасху уже с раннего утра паломники собираются в расположенной на территории бывшей Антониевой крепости Претории — месту, где Господь Иисус Христос провел ночь перед распятием. Здесь над Ним совершился беззаконный суд, здесь над Спасителем издевались. Здесь, собственно, и начинался крестный путь Христа. Поэтому отсюда паломники с деревянными крестиками в руках направляются к Голгофе по кривым узким улочкам старого Иерусалима. Место распятия Спасителя находится под сводами храма Гроба Господня. Кто молча, а многие – с молитвенным пением: по-славянски, гречески, сербски, румынски – на разных языках. Возглавляет крестный ход греческий митрополит, он несет на своих плечах крест размером с человеческий рост, который и доносит до Голгофы, места распятия Христа.