Сегодня от многих учителей и родителей приходится слышать мнение о том, что реформа образования разрушает систему обучения детей с особыми потребностями в образовании и уничтожает школы для таких детей.
Насколько угрожает их развитию реформа образования, и, если особые школы будут исчезать, что придет им на смену?
Комментирует профессор Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель Городского ресурсного центра одаренности Виктория Юркевич:
Есть группы учащихся, которым для благоприятного развития нужны специальные условия. Это дети-инвалиды, с девиантным поведением, сироты, с задержками развития или умственной отсталостью и одаренные дети. В обычной школе такие дети не могут развить свои способности, и личность ребенка в итоге деформируется. Поэтому необходимость специальных школ очевидна.
По-моему, месяц назад Федеральный институт развития образования принял решение повысить финансирование школ для одаренных детей до коэффициента 1.97, то есть почти в два раза. Очень разумное решение, но пока еще не одобренное Министерством образования.
Неизвестно, к чему приведет слияние школ. Если после слияния эта группа детей – одаренные – будет иметь специальные образовательные условия, то вроде бы ничего страшного в слиянии нет. Но чем больше школа, тем она более унифицирована, тем меньше возможностей для индивидуального подхода к каждому ребенку. И управленческие задачи по созданию специальных условий в массовой школе усложняются. Да и неэтично, на мой взгляд, создавать в одной школе разным детям разные условия – работа с одаренными детьми, как я уже сказала, требует больших финансовых затрат.
Факультативы тоже не могут решить проблему, потому что для одаренных детей и факультативные занятия надо составлять более сложные, и проводить их по-другому. Многие директора обычных школ просто не справятся с такой задачей. Я допускаю, что в каких-то случаях слияние школ может быть оправданно, но только не в случае с одаренными детьми.
Увы, предлагаемый закон может привести к исчезновению таких школ, и это не только ухудшит качество образования, но и приведет к деградации общества. Ведь специалист начинается со школы. Поэтому угроза закрытия школ для одаренных детей должна волновать не только педагогов и родителей.
Нужны разные школы: школы-интернаты, где можно собрать одаренных детей со всей страны, школы-гиганты, где больше возможностей для дополнительного образования, но меньше – для индивидуального подхода. Если не сохранится типовое разнообразие школ, это приведет к ухудшению всего образования.
Читайте также: