Зависть в социальных сетях… Эту тему редакция мне, кажется, дала еще в середине лета. Сейчас конец осени и впору поговорить о моей необязательности, которая тоже является грехом. Моим – точно является.
Но давайте лучше про зависть. Или про социальные сети для начала?
Основная моя претензия к формулировке этой темы звучит так – нет никаких грехов в социальных сетях. Моя необязательность, упоминавшаяся уже, к примеру. Можно отчасти благодарить за нее интернет и фейсбук, в частности.
Вместо того чтобы заняться делом, я общалась с друзьями, читала длинные дискуссии на разные темы, попросту убивала собственное время, которое можно было потратить на написание текстов. Так это? Да нет, не так. Не было бы у меня фейсбука, у меня было бы… да все что угодно, начиная от книжек (и ими вряд ли были бы труды святых отцов) и заканчивая валянием на кровати и смотрением в одну точку.
Именно поэтому я считаю любой текст про любой грех в социальных сетях какой-то бессмыслицей. Грехи в нас. Не было бы фейсбука, ничего бы нам не помешало точно также завидовать, также осуждать, также врать… А раз так, то мы просто дурью маемся.
Я это всё высказала коллегам на планерке, осудив при этом их умственные способности. Со мной даже согласились, как ни странно, в том, что никаких «интернетных» грехов нет, только одна уточнила, что социальные сети – очень хорошее зеркало для всего нашего общества и для грехов наших, конечно, тоже.
«Ладно уж», – подумала я. И решила провести эксперимент. «А почитаю-ка я свою ленту в фейсбуке и попробую себя честно проверить на зависть».
Открыла фейсбук. Начала читать. Первый пост, на который я обратила внимание, был пост с фотографиями дочек одной знакомой. Дочки красивые. В сшитом знакомой платье. Поймала себя на том, что завидую… Умению шить и фотографировать.
Один знакомый батюшка цитирует записки сына. Талантливо написано. А я понимаю, что завидую и сыну, и папе. Сыну оттого, что папа сам – талантливый поэт и писатель (помимо того, что священник!), и замечает способности у ребенка. А папе – оттого что сын так чудесно пишет.
Коллега публикует статус, в котором сообщает, что она в Домодедово и собирается лететь в Цюрих. Комментарии излишни? Привет всем завистникам «Правмира», считающим наши деньги, кстати.
Подруга делится ссылкой на статью священника и приписывает: «Это словно для меня написано. И так почти каждый раз, когда пишет или говорит отец N». Отца N знаю и я. Да и чувства после прочтения его текстов у меня те же. Проблема в том, что дорогая подруга живет в одном городе с ним и слышит она его гораздо чаще, чем я. А мне только и остаются статейки. Зависть-зависть.
Кстати, статья была опубликована не на «Правмире», что тоже вызвало определенную зависть, но уже к редактору того сайта. Как же так, ну почему же не нам? Автор-то общий, нам тоже пишет.
Хватит? С подробностями моей ленты фейсбука и анализом моих реакций – хватит. Прилюдное покаяние – вещь излишняя.
Но надо признаться честно. Да, социальные сети – это то место, в котором мы находим очень много поводов для зависти. Только зависть эта мимолетная, в формате «клипового сознания». Увидела фотографии – промелькнуло что-то в душе. Прочитала статус – позавидовала. Читаешь дальше, не успевая, в общем-то, и задуматься о том, что в сердце-то творится.
В этой суете, в этой погоне за чтением следующего поста от другого знакомого, мы, конечно, просто даже увидеть в себе не успеваем ничего.
А ещё замечали? Часто мелькает то выражение, которое я употребила к предпоследнему примеру: «Зависть-зависть». Мы принижаем эти наши мелкие порывы зависти и даже вроде как признаемся честно, но эта честность обманчива, это скорее надо читать так: «Ну, зависть. Ну, мелкая такая слабость. А чего это они тут по цюрихам разъезжают!»
Или тоже встречается нередко: «Завидуйте мне, я на пляже, а вы в своих душных офисах». А это зачем? Защититься от настоящей зависти? Дать «добро» на зависть? Или просто поиграть? Опять принизить это чувство, сказать, что оно не настоящее, а виртуальное? А разве так бывает?
Есть такой распространенный «метод борьбы» с этой завистью, частенько в социальных сетях дают такие «успокаивающие» советы: «Да ладно, мы видим только одну часть жизни, кто его знает, как там у него/нее всё остальное. Если покопаешься, то поймешь, что и красивое платье – это просто удачный ракурс на фото. Сын, хорошо пишущий рассказики, по математике приносит двойки. Цюрих и вовсе от безысходности, поскольку в Москве все надоело».
Наиболее нагляден этот метод «ухода» от зависти в обсуждениях разного рода «звезд». В этих дискуссиях всегда появится кто-то, кто начнет доказывать, что всё на самом деле плохо у них там: и то не так, и это.
А с какой радостью люди накидываются на неудачные фотографии! Вот недавно наткнулась на длинное смакование у какой-то дамы целлюлита у Ксении Собчак и не очень-то натренированного пресса у Тины Канделаки. Может, зависть-то так «победить» можно, но впасть в осуждение и злословие – тоже какой-то сомнительный выход.
Таким же сомнительным выходом, как бы казалось нелогичным после того, что написано выше, как мне кажется, являются ответы на любую критику: «Вы просто мне завидуете!» Может быть, и завидуют. А может быть, и часто так бывает, что не завидуют, а просто критикуют. Тут очень просто навешать ярлыки. Очень просто мимоходом человека обвинить в чем-то. А что в реальности? А то, что в реальности, можно узнать, если поговорить, на что нет ни времени, ни сил, а бывает, что и желания нет.
Никаких выводов, советов, морали не будет. Просто – зарисовка того, как мы в этой нашей виртуальной суете, играючи, не считая серьезным, на самом деле, конечно, абсолютно реально завидуем. Абсолютно реально продолжаем потом злословить и осуждать… Это не в «виртуале» происходит. Это происходит в самом что ни на есть «реале». А что с этим делать – сам для себя каждый решит.