По результатам опроса, проведенного социологической службой «Среда», 30% россиян выступают за то, чтобы православие получило статус государственной религии. Интересно, что практически такая же ситуация была десять лет назад: весной 2001 года 29% опрошенных дали такой же ответ (согласно данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение»). Число ратующих за отделение Церкви от государства уменьшилось, но незначительно: если в 2001 году их было 53%, то в 2011 – 48%.
Читайте подробно о результатах исследования: Православие как государственная религия? – результаты опроса
Ситуацию комментирует Виталий Дымарский, председатель Совета директоров Компании развития общественных связей (КРОС), ведущий авторских программ на радиостанции «Эхо Москвы», колумнист «Российской газеты», профессор МГИМО.
За минувшие годы государство так и не обрело ни эффективности, ни идеологического фундамента
Цифра, полученная в результате опроса (30% россиян выступают за то, чтобы православие стало государственной религией), весьма высока.
Тот факт, что этот социологический показатель не меняется в течение десяти лет, подтверждает, на мой взгляд, одну простую мысль: за эти годы государство так и не обрело ни эффективности, ни идеологического фундамента.
Власть обеспокоена не духовным и моральным состоянием разобщенного общества, не его необходимой агрегацией, а более всего – самосохранением, которое не может служить идеологией, мировоззрением. Вот потому треть и предлагает заполнить эти пустоты религией.
Безусловно, и сама Церковь не сидела все это десятилетие сложа руки. Она активно присутствует в информационном поле, усиливает свое влияние и, я бы сказал, экспансию, если бы у этого слова не было негативной окраски. Ведь экспансия, расширение своего ареала – вполне естественное желание любого общественного института.
Почему при этом число сторонников государственной религии не выросло? Да потому, что, с одной стороны, российское общество достаточно образованно для того, чтобы не повторять свои и чужие ошибки прошлого и придавать статус государственной православной либо любой другой религии. Но усилия Церкви на протяжении этих десяти лет не пропали даром: ей удалось и удается удерживать этот показатель на отметке 30%, не теряя сторонников. Что, думаю, было бы неизбежно при более эффективном поведении государства. Это, уж извините за такое сравнение, принцип действия рекламы. Она не всегда нацелена на привлечение новых потребителей и достаточно часто – на сохранение уже завоеванной части рынка.
Можно было заметить, что даже во многих мусульманских странах, где ислам намного глубже укоренен в общественном сознании, чем все другие религии, он (ислам) далеко не везде является государственной религией.
Принцип же отделения Церкви от государства – признак цивилизованной страны. И не зря, судя по социальному составу респондентов, эту идею поддерживает образованная и политически активная часть общества. Кроме того, обращает на себя внимание и тот факт, что среди сторонников придания православию статуса государственной религии мужчины, по природе своей люди более рациональные, количественно уступают женщинам, в большей мере склонным к эмоциональным оценкам. Это как знание и вера: мужчины знают, женщины верят.
Читайте также:
Читайте также:
Православие как государственная религия? – результаты опроса
Прот. Всеволод Чаплин: Церковь не старается подменить собой государство