Галерист Марат Гельман и депутат Виталий Милонов приняли участие в дискуссии об открытии выставки Icons в Санкт-Петербурге. В экспозицию войдет собрание живописи и скульптур 25 известных российских художников, открытие запланировано на 29 марта. Виталий Милонов считает, что проведение Icons в городе оскорбительно для петербургской культуры. Марат Гельман заявил, что выставка является площадкой для диалога и ничего оскорбительного в ней нет.
Участники поделились своими впечатлениями от дискуссии:
Виталий Милонов, депутат Законодательного собрания Петербурга
Провокация во время Великого Поста — неудивительна
— Если быть честным, то в первую седмицу Великого поста эта дискуссия была излишней. Понятно, что именно в этот период активизируются такие, как Гельман, и прочие слуги князя мира сего. Ведь Гельман даже похож на известного булгаковского персонажа – Коровьева. Он ходил одно время в каких-то разноцветных очках.
Безусловно, такой человек не имеет никакого отношения к искусству, культуре. Это даже не политик, а политический наймит, главная задача которого – внушить людям, что в городе, где не принимаются содомские ценности, есть проблемы с культурой.
Неудивительно, что именно в период Великого поста этот недалекий человек, мракобес, служащий понятно кому, решил провести свою так называемую выставку, хотя никакая это, конечно, не выставка, а политическая провокация. Понятно, кто организует ее со стороны нашего города. Вчера на встрече была представительница содомского сообщества. Она не скрывает своей ориентации и прямо сказала, что их главная задача – бороться со мной и такими, как я. Вот истинная цель всех современных псевдокультурных тусовок.
Они выступали с позиции силы – мы все равно сделаем, что задумали, нагадим вам, но пока еще оставляем вам право протестовать. Это все равно, что кто-то стал бы вытирать ноги о портрет их матери или отца и говорил: не нравится – пишите на меня заявление. Я привел им эту аналогию. Дискуссия предполагает совсем другой формат. Переубедить этих людей невозможно. Род сей побеждается постом и молитвой.
Марат Гельман, директор галереи на Винзаводе и Пермского музея современного искусства
Острые выставки надо открывать и на их фоне дискутировать
Дискуссии с депутатом Милоновым не получилось, потому что говорил он о какой-то другой выставке. Похоже, он считает, что если где-то происходит что-то скандальное, это дело рук Гельмана — я виноват и в том, что Тер-Оганян рубил иконы. Не знаю, помощники ввели его в заблуждение и показали ему другие работы или он сам не захотел разобраться, о какой выставке речь, но дискутировал он не по поводу выставки Icons.
Например, говорил про оскорбление религиозных чувств, попрание Богородицы. А на Icons, наоборот, представлены работы, авторы которых серьезно думают о Евангелии. Одни – как о священном тексте, другие – как о литературном памятнике. И найти эти работы несложно – выставка уже прошла в Краснодаре и Перми, и в интернете выложены фотографии.
Но, похоже, депутата Милонова мало интересует суть дела. Человек просто работает на то, чтоб к нему не угасал интерес СМИ, а защита чувств верующих – лишь повод, а завтра может появиться другой повод. Свое выступление он начал с оскорбления девочки, которая сидела в зале. Мне очень жаль, что подобный персонаж защищает верующих, потому что и выглядит и говорит он как клоун. Жириновский отдыхает.
Я считаю, что не надо запрещать и более острые выставки – такие, как «Родина». Выставки надо открывать и потом на их фоне дискутировать. Можно призывать своих сторонников, единомышленников не ходить на какую-то выставку, бойкотировать ее, можно писать разгромные рецензии, наконец, если что-то кажется оскорбительным, можно подать в суд. Но запрещать выставки… Это и есть мракобесие.
В обсуждении нужно сместить акцент на содержание выставки
Готовящуюся выставку я уже комментировал Правмиру в связи со скандалом на ее открытии в Краснодаре. Что касается дискуссии Милонова и организаторов выставки ICONS, то, на мой взгляд, это второй позитивный шаг в направлении грамотного пиара выставки.
Первым было открытое письмо куратора выставочного центра «Ткачи» Ксении Юрковой губернатору Санкт-Петербурга с подробным объяснением целей и задач выставки и приглашением посетить ее и самому убедиться в ее безобидности. Причем фамилия раздражителя восставшего петербургского казачества в том письме, по-моему, не упоминалась вовсе.
В этом направлении и надо двигаться. Постараться сместить акцент на содержание выставки и художников. Обсуждать их, а не личность того, чье имя нельзя произносить вслух. Сегодня, кстати, в «Афише» Санкт-Петербурга вышла статья «актуального» арт-критика Константина Агуновича, в которой тот пишет, что тема иконы в выставке совершенно не раскрыта. Противникам выставки стоит обратить внимание. Это куда сильнее, чем беспомощное сквернословие Милонова в прямом эфире.
Некоторые работы выставки довольно интересны
— Поскольку я не видел выставку Icons, ничего не могу о ней сказать. Некоторые работы мне известны, они ранее выставлялись в Татьянинском храме при МГУ. Это довольно интересные фотомонтажи. Поэтому и тотально осудить незнакомую мне выставку я не могу.
Про дискуссию Милонова и Гельмана я не слышал, но думаю, что и Милонов не видел выставку, поэтому, скорее всего, спорил о неизвестном. Еще раз уточняю, что я не могу оценить в целом неизвестный мне проект. Но у Гельмана такая репутация, что любой его проект заранее настораживает.
Беседовал Леонид Виноградов