18-19 июня в клубе Avant прошел фестиваль короткометражных фильмов о Боге «Вижу Бога», организованный группой журналистов, режиссеров, дизайнеров и других людей творческих профессий.
Найти Avant Club непросто: нужно долго плутать среди строений дома 5/7 (10) (так обозначено) по Нижней Сыромятнической улице. Я успела заблудиться, промокнуть под дождем, рассвирепеть и впасть в отчаяние, прежде чем, наконец, вошла в зал с кирпичными стенами, где демонстрировали фильмы о Боге.
Фестиваль короткометражных фильмов «Вижу Бога» организовали энтузиасты, и это сразу бросается в глаза: атмосфера совершенно не официальная, ведущая переговаривается с остальными организаторами прямо во время объявления фильмов. Народу сначала немного, но к середине второго сеанса в зале становится тесно и душно. Аудитория представлена как молодыми людьми студенческого возраста, так и интеллигентами под пятьдесят.
Принято считать, что мы живем в пострелигиозную эпоху. Что общество потребления не интересуется трансцендентным. Что на размышления над так называемыми «последними вопросами» в нашей суете просто не остается времени. Не знаю, не знаю… Виктор Цатрян, режиссер одного из лучших, на мой взгляд, фильмов из предложенных, «Встреча», представляя свой номер, сказал, что все хорошие фильмы — о Боге и любви. Соглашусь, пожалуй.
65 зарисовок, клипов, законченных работ. 65 пар глаз наших современников. Здесь нет доминирующей конфессии: вот серия слайдов, сопровождаемых индийской музыкой, о взаимоотношениях с Кришной, вот трогательная семейная медитация о встрече с Богом в супружеском счастье (режиссер: Ирина Шухтеева, главред портала «Католический Крым»), а вот неожиданный дуэт стихов Хармса с аятами Корана.
Фильмы игровые, документальные, экспериментальные, научные, мультипликационные… Взгляды православных, протестантов, оккультистов, агностиков…
Побеждает фильм Александра Зайцева «Непростые вопросы» — о путешествии трех друзей к алтайскому шаману. На этом можно было бы и закончить, а можно было бы и не начинать — что нам, православным людям, до сомнительных мероприятий с ньюэйджевой подоплекой? Блажен муж, иже не иде на совет, если и не нечестивых, то по крайней мере явно не обретших еще Бога и блуждающих во тьме.
Признаюсь, я сама была подвержена подобному фарисейскому снобизму и несколько раз порывалась уйти — на фильме о мистике числа 11 в масонстве (масоны, согласно этому произведению, строили храм Соломона) и в окружающем мире (авторы доказывали, что число 11 нас преследует повсюду), на выразительном чтении Рериха под чередование горных пейзажей, на сопровождаемых заунывным авангардным вокалом цветных пятнах, сменяющихся картинками из жизни на природе куколок из фольги и пластилина, и еще много раз.
Оставалась. Хотелось понять, как представляет себе Бога наш творческий современник.
Что приятно удивило: современник чаще всего представляет себе Бога Личностью. В абсолютном меньшинстве роликов Всевышний описывался как некая безличная сила — природная или надприродная. А это значит, что философия New Age еще не победила.
Еще одно приятное удивление: христиан (православных и протестантов) волнуют социальные проблемы — наркомания («Свет маминых слез», режиссер Наталья Кандудина — фильм о вымолившей сына — опустившего наркомана — матери-пятидесятнице), помощь инвалидам (три фильма студии «Бурсаки», включая фильм Петр Каминского «Не вижу? Не слышу? Не говорю?», снятый в интернате для слепоглухонемых), даже загрязнение окружающей среды («Пудов колодец» Зои Пиштовчян). А это значит, что слухи о конце христианской цивилизации преувеличены.
В фестивале участвовали как профессионалы, так и дилетанты. Так, овацию сорвал пятисекундный мультфильм о сотворении мира «Бог», нарисованный на компьютере 9-ти летним Добрыней Коробочка. Даже жаль, что ему досталось только второе место.
Вообще, заставить зрителя за несколько минут задуматься о вечном — задача не для всех посильная. Некоторым удалось выполнить ее на «пять». Остановлюсь на трех работах.
Первое место в ряду моих личных симпатий прочно занял уже упомянутый фильм «Встреча». Серия кадров из жизни простых городских жителей: парень, пытающийся продать кролика перед отъездом в Израиль, парочка уличных музыкантов, девушка, убегающая от банка, в котором взяла кредит… Картина заявлена как фильм «о людях, которые не видят Бога». Режиссеру и оператору удалось за несколько минут показать бессмысленность мира без Бога, не прибегая ни к каким сложным техническим приемам.
Второе место я бы отдала анимационному фильму студии «Бурсаки» «Непогода в Китеже». Картина снята по мотивам тренинга для слепых детей и повествует о связи нашего мира с волшебным Китежем. Когда у нас война — у них портится погода.
Наконец, третье место я бы отдала щемяще-грустному и светлому фильму «Слышать сердцем» о глухой девушке, мечтающей услышать пение птиц. Девушка лишена физического слуха, но зато ее сердце подсказывает ей, если поблизости кому-то нужна помощь.
Ни в одной из этих картин нет навязчивой религиозности. Все три картины прямо таки заставляют вспомнить о Боге.
Так вот, если вернуться к вопросу, зачем православным понадобился этот многорелигиозный «совет» — да вот именно за этим. Научиться говорить о Боге кратко, по существу, без лишнего пафоса и так, чтобы «зацепило» абсолютно внешних.
Есть над чем работать.
Не вижу? Не слышу? Не говорю? Фильм Петра Каминского
Непогода в Китеже. Фильм студии «Бурсаки»
Фото с сайта фестиваля.