Владимир Гурболиков: почему я «равнодушен» к истории с фильмом «Матильда»
Мне адресовали вопрос-упрёк, отчего я настолько «равнодушен» к истории с фильмом «Матильда». Не уверен, что буду понят, и всё же (а дальше, как говорится, много букв).
Когда-то, в середине 80-х — начале 90-х я был среди активистов движения по спасению памятников (архитектуры, в старинной части Москвы). И в какой-то момент настолько глубоко темой проникся (с параллельным пониманием, что необратимые беды в этом вопросе уже случились и будут продолжаться), что понял: ещё немного, и я слягу с сердечным приступом. И вдруг пришло понимание, что не все и не любые вопросы являются именно моим, мне ниспосланным крестом от Господа. Был ещё важный знак мне дан, и наконец, я осознал свою проблему и ушёл из темы защиты памятников. Хотя точки зрения на вопрос памяти и памятников не переменил, а оставшихся в борьбе уважаю не меньше, чем тогда, а даже больше. Просто — не тем, как уверен, мне суждено заниматься.
Конфликтных и по-своему отвратительных или опасных тем вокруг нас — множество. А также не меньше — прекрасных и требующих внимания. И приходится выбирать, В тех вопросах, какие я воспринимаю «своими», считаю необходимым разобраться досконально, вникнуть и осмыслить каждую деталь. Например, если с этим фильмом связываться, то я посчитал бы необходимым вникнуть во все нюансы полемики, встретиться с теми, кто причастен к делу, возможно, добиться предпросмотра, ну и наконец, выбрать такую линию поведения, чтобы не стать невольным пиарщиком этого проекта.
(Кстати, умные и серьёзные борцы должны всегда помнить об этом — нельзя оказаться статистами и невольно помочь тому, против чего выступаешь!).
Я не умею заниматься тем, в чём досконально не разобрался. А у меня есть несколько совершенно конкретных и очень больших дел, за какие я отвечаю. Они связаны с продвижением вещей, которые могли бы положительно повлиять на восприятие Церкви современным сознанием, на осмысление того, почему православно-христианская вера необходима современному человеку. И каковы добрые плоды, по которым можно убедиться, насколько Православие есть истинный путь к спасению.
Эта работа требует огромного сосредоточения и — иначе никак — отсечения части вопросов, прежде всего, скандализированных вопросов. Я нисколько не осуждаю и не порицаю тех, чья миссия заключается в борьбе против множества опасных и душевредных явлений. Но лично для себя выбрал иное направление, которое забирает меня целиком. Иначе разорвусь. И моё полнейшее нежелание говорить и думать о фильме «Матильда» надо воспринимать именно в этой плоскости, а не как насмешку или презрение к тем, кого задевает тема с фильмом.
Просто не в состоянии я ещё и в это лезть. И журнал «Фома» тут не при чем, у него совершенно иная задача. Вот, если появляется мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы», то там наша тема, и там я включаюсь, разбираюсь и думаю чем и насколько мы должны помочь делу. Поскольку оно позитивное и не маргинальное, а значит, непосредственно находится в области миссии «Фомы». А также радио «Вера» и ещё многих проектов, с которыми мне приходится со всей ответственностью связывать свои надежды, силы и время.
p.s. Хочу добавить ещё «пять копеек» собственно о фильме. Сам выбор подобной темы в канун столетия расстрела Царской семьи — либо большая ошибка, отсутствие какого-то такта и чувства меры, либо прямо провокативный пиар-ход. И ничего хорошего в этом выборе я не вижу. Отсутствие деликатности — это минимум того, что можно сказать про такое. Лучше бы в эти два года и вовсе не было бы фильмов о Государе, чем тот, который называется «Матильда»