Человеку, впервые переступившему порог храма, многое кажется непонятным. При этом без осмысления всего происходящего в Церкви невозможна подлинно христианская жизнь. В книге Владимира Лучанинова «Азы православного христианства», которая вышла в издательстве «Никея», собрана необходимая информация о храме и богослужении, о таинствах и постах, о роли священника в жизни верующих.
Скучает душа моя о Боге всегда и молится день и ночь, ибо имя Господне сладко и вожделенно для души молящегося и согревает душу любить Бога.
Душа долго живет на земле и любит земную красоту; любит она небо и солнце, любит прекрасные сады, и море, и реки, леса и луга; любит душа и музыку, и все это земное услаждает душу. Но когда познает она Господа нашего Иисуса Христа, тогда не хочет уже видеть земное.
О, Милостивый Господи, просвети народы Твои знать Тебя; знать, как любишь Ты нас.
Св. Силуан Афонский
Молитва
Если проводить аналогию между физической и духовной жизнью человека, то дыханию будет соответствовать молитва. Пока человек дышит — он продолжает жить: кислород через легкие попадает в кровь, и далее кровь напитывает им весь организм. Таким же образом, пока христианин молится, его душа остается живой, Божественная Благодать наполняет ее через молитву.
Наверное, большинство из нас в таком сравнении будут похожи на больных хроническим насморком или астмой — мы стараемся молиться, но все время что-то нам мешает. Поэтому мы хоть и живые, но такие слабые и духовно больные: и страсти борют, и вера ослабевает, и любить окружающих — вовсе никаких сил нет.
В Евангелии о молитве говорится очень много, более того — Спаситель Сам оставил нам молитву «Отче наш», она учит человека, как обращаться к Богу и о чем просить Его. И два важных урока этой молитвы состоят в том, что нельзя обращаться к Небесному Отцу, не простив всех в своем сердце.
Обращаясь к Нему, следует во всем положиться не на свою, а на Его волю. Нужно понять, что Бог знает все наши нужды, прежде чем мы успели что-то попросить у Него. Но зачем же тогда вообще молиться? Тем более молиться непрестанно, как заповедовал христианам апостол Павел? Прежде всего потому, что молитва — это не просто просьба или благодарение, это средоточие всей нашей жизни с Богом. Воистину, молитва важна, как дыхание: нет ее — стало быть, нет и жизни с Богом.
Великий святой, живший не так давно, Силуан Афонский, говорил: «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву». Ведь Бог — это Личность, Бог — это Любящий Отец, и наша молитва — есть живое общение и проявление нашей любви к Нему.
Если мы полюбим человека, то, конечно, будем искать возможности познакомиться, познакомившись же, захотим говорить с ним, обсуждая что угодно, — лишь бы быть вместе как можно дольше и узнавать его как можно больше.
Так должно быть и в молитве, ее проявления могут быть различны: покаяние, благодарение, прошение, даже просто молчание с ощущением того, что Бог рядом, главное — искать живого личностного общения с Ним.
К сожалению, даже в самой «корыстной» форме молитвы — когда просим у Бога чего-то для себя, — мы часто не имеем чистосердечной надежды. Наш современник — греческий подвижник монах Порфирий Кавсокаливит говорил мамам, жалующимся ему на своих непослушных чад: «Лучше меньше говорите детям о Боге и больше говорите Ему о ваших детях».
Для чистосердечной надежды необходима еще и твердая вера. Ее недостаток мы ощущаем в себе постоянно, и это тоже повод для общения! Нужно смиренно просить ее у Бога, ведь даже апостолов Господь укорял в маловерии, и они умоляли Его: «Умножь в нас веру» (Лк. 17. 5).
И конечно, молитва — это и труд, и борьба с ленью, и преодоление рассеянности. Необходимо на время сосредоточить свой ум только для обращения к Богу, а сделать это бывает нелегко. Чтобы научиться чему-нибудь, необходимы терпение и постоянство, нужны они и здесь.
Если возьмете православный молитвослов, вы увидите в нем молитвы утренние и вечерние. Можно сказать, что это образец ежедневного правила. Утром, после пробуждения, когда весь день с его заботами еще впереди, необходимо посвятить молитве всего двадцать минут: нужно учиться испрашивать у Господа благословение и помощь на все наши дела.
Перед сном, когда вся тяготы дня уже позади, следует выделить те же двадцать минут, но уже для вечерних молитв, чтобы попросить у Бога прощения и поблагодарить за прожитый день.
В вечернем и утреннем правиле собраны молитвы святых людей, и, читая их, мы можем научиться обращаться к Богу так, как это делали они. Какие-то молитвы могут показаться сложными для понимания (ведь все они составлены на церковнославянском языке), какие-то, напротив, несмотря ни на что, сами собой разъяснятся и лягут на сердце. Надо стараться вникать в читаемое, чтобы наши мысли и переживания были созвучны тому, что мы читаем. Иначе получится бессмысленное сотрясание воздуха.
Святой Антоний Великий говорил, что молитва, совершаемая с небрежением, — обыкновенное празднословие. Молитва — не заговор, не заклинание, здесь нет никакого магизма. Молитва становится молитвой только тогда, когда она произносится (про себя или вслух) со вниманием, осмысленно и от сердца.
Можно заменять трудные для восприятия молитвы более понятными. Например, существуют молитвы святых людей, составленные на русском языке: молитва оптинских старцев, Филарета Московского, Силуана Афонского, молитвы из келейной книжицы Иоанна Крестьянкина и другие. Святой Феофан Затворник так и советовал — брать за основу не само правило, а время, которое мы ему уделяем, и заполнять его теми молитвами, что близки и понятны нам.
Приблизительно так же говорил и оптинский старец Варсонофий: он приводил в пример печку, ведь не так важно, чем ее топить, главное — обогреть жилище, так же и здесь — надо растопить чем-то сердце для живой молитвы к Богу. Ведь это и есть самое главное в молитве: чтобы она стала живой, чтобы мы испытывали потребность в ней, так же как мы нуждаемся в дыхании. Чтобы мы ежедневно искали возможность помолиться Христу, так же как влюбленные ищут возможности поговорить друг с другом.
Читайте также:
Молитва — встреча, молитва — диалог
Митрополит Антоний Сурожский: Как научиться молиться