Министр культуры Владимир Мединский планирует работать во всех направлениях и без вкусовщины.

Назначение министром культуры Владимира Мединского стало самым спорным кадровым решением при формировании нового правительства России. В беседе с «МН», состоявшейся после визита Мединского в центр современного искусства «Винзавод», он рассказал, чем должно заниматься Министерство культуры, почему в этой сфере нет конфликта между «старым» и «новым» и как измерить эффективность его деятельности.

Фото © РИА Новости. Сергей Гунеев

Фото © РИА Новости. Сергей Гунеев

— Вы по образованию журналист-международник, историк. Как вам на посту министра культуры?

— Это для меня самая интересная работа, которая может быть.

— А когда вы узнали о своем назначении?

— Собеседования велись заранее. Но окончательно стало ясно накануне подписания указа.

— Вы активный пользователь интернета, наверное, видели и негативную реакцию на ваше назначение. Обидно не было?

— Если оценивать не по количеству блогерского шума и комментов на «Эхе Москвы», а по реакции деятелей культуры, то на 99% это была поддержка. Даже те, от кого я никакой поддержки не ожидал, например, Дмитрий Быков, Александр Проханов, Ксения Ларина, Виктор Ерофеев, Андрей Макаревич. Казалось бы, «лица» правой и левой оппозиции…

— Сейчас деятели культуры ждут от вас определенного месседжа, послания о том, каким курсом пойдете.

— Если в двух словах — это курс на поддержку и развитие общей культуры. Нефть и газ закончатся, а культура вечна.

— Вы видите разгорающийся в стране конфликт между традиционным и современным искусством?

— Конфликт может быть только между плохим и хорошим, талантливым и бездарным.

— Но когда Марату Гельману плюют в лицо

— Это бескультурье и хамство. Хотя, если честно, некоторые инсталляции Марата Гельмана являются таким же плевком в лицо общественному мнению и массовому вкусу. Поэтому, как ни прискорбно, он иногда получает именно ту реакцию, которую сам же провоцирует.

— А как вы вообще к Гельману относитесь?

— У него оригинальные идеи. Он раскованный, активный человек. Некоторые его инсталляции бывают, мягко говоря, неоднозначными. Препятствовать его работе, если она будет оставаться в рамках закона, мы, естественно, не станем.

К нам тут официально обращался (уполномоченный по правам ребенка в РФ) Павел Астахов с просьбой запретить спектакль «Сон в летнюю ночь». Но министерство — не орган цензуры, которая запрещает или разрешает те или иные спектакли. Театр пользуется творческой свободой. Если он нам подведомственный, мы можем проверить расходование средств и повлиять на кадровую политику. Например, назначить нового директора. Вот наша работа, а не вмешиваться в ту или иную постановку.

— Региональные проекты в духе «Пермь — культурная столица» вы готовы поддерживать?

— Мы готовы по мере сил поддерживать абсолютно любые начинания за границами Москвы и Санкт-Петербурга, которые приведут к культурному росту.

— В каких конкретно городах вы видите такие проекты?

— Во всех. В каждом городе можно найти что-то уникальное. Например, я в Думу шел от Кургана. Там замечательные дома-музеи — декабристов, уникальный Далматовский монастырь. Мы уникальны, в России везде можно найти культурный объект для гордости, преклонения. И для развития, конечно.

— По каким критериям вы сами будете измерять эффективность своей работы?

— В отличие от бизнеса здесь нет простых категорий. Как измерить эффективность? Количеством отреставрированных музеев? Или, может, спасенных от разрушения памятников? Количеством кинофильмов или их качеством? Или уровнем образования? Или ростом зарплат у музейных работников? Тысяча факторов, и далеко не все из них зависят от позиции министерства. Не министерство, например, устанавливает уровень окладов музейщиков или работников музыкальных школ. Но ничего — буду стремиться работать во всех направлениях.

— Категорию граждан, которую называют то «рассерженными горожанами», то «креативным классом» (мы в «Московских новостях» называем их «новой интеллигенцией»), вы для себя выделяете? Это ведь одни из главных потребителей культуры.

— Здесь я живу, работаю и не могу этот класс не замечать. Не хотел бы рассыпаться в излишних комплиментах среднему классу, но в принципе это одна из наших ключевых целевых аудиторий. Но не единственная.

Одно из совещаний, которые я проводил сегодня, касается изменений режима работы музеев. Например, Третьяковская галерея работает с десяти утра, а вход для посетителей — до 18.30. Я живу рядом, хотел с сыном сходить, но за год ни разу не смог — расписание просто не совпадает у нас. Недавно был в Иванове, там есть великолепный комплекс музеев, но работает он только по будням с 11 до 17. Получается, что музеи созданы для чего? Для пущей сохранности ценностей и удобства музейных работников? А должны ориентироваться, напротив, на удобство и интересы посетителей. Если мы говорим о «рассерженном горожанине», то как он может сходить в музей, если в 18.00 тот уже закрыт? В лучшем случае пойдет в кино, в худшем — выпьет пива. Поэтому мы сейчас смотрим, как можно изменить расписание — например, ввести лишний выходной, но при этом сделать так, чтобы два дня музей работал до девяти вечера. Возможны разные варианты.

— Кого вы можете назвать для себя авторитетами в культурной сфере?

— Не хочу называть фамилии, потому что министр культуры не должен активно афишировать свои личные вкусы. Иначе он в конце концов пойдет по пути Хрущева с «бульдозерной» выставкой современных художников (бульдозерная выставка — выставка на открытом воздухе, организованная в 1974 году московскими художниками-нонконформистами и разогнанная властями с использованием водометов и бульдозеров. Генсеком ЦК КПСС в это время был Леонид Брежнев. Никита Хрущев умер в 1971 году. — «МН»). Авторитеты у меня есть, и я на них внутренне, конечно, ориентируюсь, но вкусовщиной руководствоваться не хочу.

— Вы часто говорите о недостатках исторического образования, в том числе и школьного. В новой должности попробуете что-то изменить?

— Нет, это прерогатива Министерства образования. Мы с (министром образования) Дмитрием Ливановым в частном порядке будем эту тему обсуждать, он очень здравый человек. Но от своих взглядов не отказываюсь.

Владимир Ростиславович Мединский родился 18 июля 1970 года в городе Смела Черкасской области (Украина). В 1992 году окончил с отличием Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД РФ, там же учился в аспирантуре и преподавал. В 1991–1992 годах работал в посольстве СССР (затем — России) в США, в 1998 году получил должность руководителя департамента по информационной политике Министерства по налогам и сборам. В 1999–2000 годах был руководителем управления центрального избирательного штаба блока «Отечество—Вся Россия». С 2002 по 2004 год — руководитель исполкома МГРО партии «Единая Россия», в данный момент входит в генсовет партии. Депутат Госдумы IV и V созывов (2003–2011), председатель комитета ГД по культуре. Мединский известен как историк, автор серии книг «Мифы о России». Профессор, доктор исторических наук.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.