Министр культуры Владимир Мединский планирует работать во всех направлениях и без вкусовщины.
Назначение министром культуры Владимира Мединского стало самым спорным кадровым решением при формировании нового правительства России. В беседе с «МН», состоявшейся после визита Мединского в центр современного искусства «Винзавод», он рассказал, чем должно заниматься Министерство культуры, почему в этой сфере нет конфликта между «старым» и «новым» и как измерить эффективность его деятельности.
— Вы по образованию журналист-международник, историк. Как вам на посту министра культуры?
— Это для меня самая интересная работа, которая может быть.
— А когда вы узнали о своем назначении?
— Собеседования велись заранее. Но окончательно стало ясно накануне подписания указа.
— Вы активный пользователь интернета, наверное, видели и негативную реакцию на ваше назначение. Обидно не было?
— Если оценивать не по количеству блогерского шума и комментов на «Эхе Москвы», а по реакции деятелей культуры, то на 99% это была поддержка. Даже те, от кого я никакой поддержки не ожидал, например, Дмитрий Быков, Александр Проханов, Ксения Ларина, Виктор Ерофеев, Андрей Макаревич. Казалось бы, «лица» правой и левой оппозиции…
— Сейчас деятели культуры ждут от вас определенного месседжа, послания о том, каким курсом пойдете.
— Если в двух словах — это курс на поддержку и развитие общей культуры. Нефть и газ закончатся, а культура вечна.
— Вы видите разгорающийся в стране конфликт между традиционным и современным искусством?
— Конфликт может быть только между плохим и хорошим, талантливым и бездарным.
— Но когда Марату Гельману плюют в лицо…
— Это бескультурье и хамство. Хотя, если честно, некоторые инсталляции Марата Гельмана являются таким же плевком в лицо общественному мнению и массовому вкусу. Поэтому, как ни прискорбно, он иногда получает именно ту реакцию, которую сам же провоцирует.
— А как вы вообще к Гельману относитесь?
— У него оригинальные идеи. Он раскованный, активный человек. Некоторые его инсталляции бывают, мягко говоря, неоднозначными. Препятствовать его работе, если она будет оставаться в рамках закона, мы, естественно, не станем.
К нам тут официально обращался (уполномоченный по правам ребенка в РФ) Павел Астахов с просьбой запретить спектакль «Сон в летнюю ночь». Но министерство — не орган цензуры, которая запрещает или разрешает те или иные спектакли. Театр пользуется творческой свободой. Если он нам подведомственный, мы можем проверить расходование средств и повлиять на кадровую политику. Например, назначить нового директора. Вот наша работа, а не вмешиваться в ту или иную постановку.
— Региональные проекты в духе «Пермь — культурная столица» вы готовы поддерживать?
— Мы готовы по мере сил поддерживать абсолютно любые начинания за границами Москвы и Санкт-Петербурга, которые приведут к культурному росту.
— В каких конкретно городах вы видите такие проекты?
— Во всех. В каждом городе можно найти что-то уникальное. Например, я в Думу шел от Кургана. Там замечательные дома-музеи — декабристов, уникальный Далматовский монастырь. Мы уникальны, в России везде можно найти культурный объект для гордости, преклонения. И для развития, конечно.
— По каким критериям вы сами будете измерять эффективность своей работы?
— В отличие от бизнеса здесь нет простых категорий. Как измерить эффективность? Количеством отреставрированных музеев? Или, может, спасенных от разрушения памятников? Количеством кинофильмов или их качеством? Или уровнем образования? Или ростом зарплат у музейных работников? Тысяча факторов, и далеко не все из них зависят от позиции министерства. Не министерство, например, устанавливает уровень окладов музейщиков или работников музыкальных школ. Но ничего — буду стремиться работать во всех направлениях.
— Категорию граждан, которую называют то «рассерженными горожанами», то «креативным классом» (мы в «Московских новостях» называем их «новой интеллигенцией»), вы для себя выделяете? Это ведь одни из главных потребителей культуры.
— Здесь я живу, работаю и не могу этот класс не замечать. Не хотел бы рассыпаться в излишних комплиментах среднему классу, но в принципе это одна из наших ключевых целевых аудиторий. Но не единственная.
Одно из совещаний, которые я проводил сегодня, касается изменений режима работы музеев. Например, Третьяковская галерея работает с десяти утра, а вход для посетителей — до 18.30. Я живу рядом, хотел с сыном сходить, но за год ни разу не смог — расписание просто не совпадает у нас. Недавно был в Иванове, там есть великолепный комплекс музеев, но работает он только по будням с 11 до 17. Получается, что музеи созданы для чего? Для пущей сохранности ценностей и удобства музейных работников? А должны ориентироваться, напротив, на удобство и интересы посетителей. Если мы говорим о «рассерженном горожанине», то как он может сходить в музей, если в 18.00 тот уже закрыт? В лучшем случае пойдет в кино, в худшем — выпьет пива. Поэтому мы сейчас смотрим, как можно изменить расписание — например, ввести лишний выходной, но при этом сделать так, чтобы два дня музей работал до девяти вечера. Возможны разные варианты.
— Кого вы можете назвать для себя авторитетами в культурной сфере?
— Не хочу называть фамилии, потому что министр культуры не должен активно афишировать свои личные вкусы. Иначе он в конце концов пойдет по пути Хрущева с «бульдозерной» выставкой современных художников (бульдозерная выставка — выставка на открытом воздухе, организованная в 1974 году московскими художниками-нонконформистами и разогнанная властями с использованием водометов и бульдозеров. Генсеком ЦК КПСС в это время был Леонид Брежнев. Никита Хрущев умер в 1971 году. — «МН»). Авторитеты у меня есть, и я на них внутренне, конечно, ориентируюсь, но вкусовщиной руководствоваться не хочу.
— Вы часто говорите о недостатках исторического образования, в том числе и школьного. В новой должности попробуете что-то изменить?
— Нет, это прерогатива Министерства образования. Мы с (министром образования) Дмитрием Ливановым в частном порядке будем эту тему обсуждать, он очень здравый человек. Но от своих взглядов не отказываюсь.
Владимир Ростиславович Мединский родился 18 июля 1970 года в городе Смела Черкасской области (Украина). В 1992 году окончил с отличием Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД РФ, там же учился в аспирантуре и преподавал. В 1991–1992 годах работал в посольстве СССР (затем — России) в США, в 1998 году получил должность руководителя департамента по информационной политике Министерства по налогам и сборам. В 1999–2000 годах был руководителем управления центрального избирательного штаба блока «Отечество—Вся Россия». С 2002 по 2004 год — руководитель исполкома МГРО партии «Единая Россия», в данный момент входит в генсовет партии. Депутат Госдумы IV и V созывов (2003–2011), председатель комитета ГД по культуре. Мединский известен как историк, автор серии книг «Мифы о России». Профессор, доктор исторических наук.