Работа над проектом продолжается, говорить о его тоталитарном характере преждевременно, — заявил, открывая пресс-конференцию, Мединский. Предложения Минкультуры, которые «ушли» в Администрацию президента, сегодня учтены на «50 процентов». Над созданием проекта трудится рабочая группа. В нее вошли эксперты, деятели культуры, а возглавляет ее глава администрации президента Сергей Иванов – эта группа и подготовит консолидированное мнение по поводу будущее культурной политики. В прессу же, по словам Мединского, попала рабочая межведомственная переписка: «Просто, писали там не бюрократическим языком, а то, что мы действительно имеем в виду».
Одно из главных нововведений новой культурной политики, которое уже произошло – реорганизация экспертных советов Минкульта. В их ведении находится распределение грантов. «Чтобы пресечь разговоры об излишней ортодоксальности министерства, могу сказать – чиновники теперь в распределении грантов участвовать не будут. Весь отбор мы поручаем деятелям культуры», — сказал Мединский.
По его словам, уже принято решение о двукратном увеличении грантов молодым режиссерам, театрам, драматургам и лучшим представителям современного искусства. Кроме того, минкульт предлагает стимулировать грантами талантливых драматургов, у которых еще нет договоренностей о постановках своих пьес в театрах. Во главе угла новой политики стоит талант. Задача – финансировать не идеологические модели, а то талантливое, что сегодня в России есть, подчеркнул Мединский.
Проект основ государственной культурной политики не собирается ограничивать свободу творчества. Но при этом инвестировать в проекты, которые несут в себе асоциальные и агрессивные элементы министерство культуры не будет. Его цель – обеспечить деньгами те культурные начинания, которые пойдут на благо страны.
Мединский ответил и на вопрос о тезисе «Россия – не Европа», который прозвучал в предложениях Минкульта. По его словам, слова, приведенные в СМИ, были вынуты из контекста: «У Минкульта написано: Россия – не Европа и не Азия, Россия являет собой древнюю самостоятельную самобытную цивилизацию». По словам Мединского, такая формулировка является взаимоудобной: «Она означает, что России не надо навязывать голландские правила игры. Но и Россия не будет навязывать свои правила Голландии или кому-то другому».
Министр культуры представил тех, кто будет отвечать за распределение грантов в экспертных советах министерства. Писатель Алексей Враламов возглавит совет по драматургии. Ректор театрального училища имени М.С.Щепкина Борис Любимов будет отвечать за режиссуру. Режиссер и продюсер Эдуард Бояков и академик Российской академии художеств Салават Щербаков станут участниками совета по современному искусству.
«В проекте государственной культурной политики я не вижу ничего ужасного. Ничего, что возмущало бы меня как гражданина, — сказал Эдуард Бояков. – Читая про неприятие терминов «толерантность» и «мультикультурализм» в документе, я могу сказать: мне тоже не нравятся эти термины. И я везде и везде говорю — западная цивилизация не дает нам возможности для развития, она тупиковая. Но я хочу, чтобы на смену этим словам пришли другие, характерные для нашей культуры: терпимость, милосердие, уважение к другим культурам.
По словам Боякова, в новой культурной политике важно избегать поиска ведьм и закручивания гаек: «Нельзя вешать свастики на улицы. Но можно вешать свастики на сцене, когда речь идет об ужасе, которые мы переживаем, и герое, в котором мы хотим разобраться. Должно быть пространство для диалога».
Бояков напомнил, что современное искусство – это всегда территория поиска. И то искусство, которые мы сегодня воспринимаем как примеры величия русской классики – это всегда художники, которые ходили по краю и пробовали новые формы.
«Состав экспертных советов разный. Но именно это и гарантирует, что гранты не будут попадать в одни руки, под одного педагога и так далее», — сказал Борис Любимов. По поводу распределения грантов «мы будем спорить увлеченно и — хочется верить – результативно», добавил он.
В заключение Владимира Мединского спросили о политике министерства в вопросе ненормативной лексики и мата – их использовании в кинотеатрах, книгах, на сцене. «Если речь идет о кино, то министерство выступает за запрет и «запикивание» мата в тех фильмах, которые получают прокатное удостоверение на массовый прокат в кинотеатрах», — сказал министр. Эта мера, по его словам, не коснется фестивальных фильмов, которые остаются площадкой для эксперимента. Книги с использованием нецензурной речи министерство предлагает помечать особыми пометками на обложках, добавил министр.
Фото: Ефим Эрихман