Традиция посылать к празднику открытку сейчас, возможно, уже не так сильна. Но в советские времена отправлять родным и близким открытки к Новому году было так же естественно, как готовить оливье и покупать шампанское.
Каждый хотя бы раз в жизни наверняка видел, да и, скорее всего, получал новогоднюю открытку с веселым медвежонком, ежиком или зайцем. Но мало кто знает, что автором всех этих образов был один-единственный человек.
Журналисты прозвали его «самый добрый художник». Это Владимир Зарубин. От его открыток действительно веет уютом и радостью.
Рисовать открытки Владимир начал, уже будучи известным мультипликатором. Он принимал участие в создании классики советской мультипликации — «Ну, погоди!», «Маугли», именно Зарубин придумал образ сыщика из «Бременских музыкантов». Всего в соавторстве с другими художниками он стал создателем 103 мультфильмов.
Сам он признавался, что начал интересоваться почтовой миниатюрой, то есть создавать сюжеты для открыток и конвертов, потому что в мультипликации работать было непросто, нужно было как-то отвлечься.
«Хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная», — вспоминал художник в интервью журналу «Филателия» в 1992 году.
В 1962 году, когда художнику было уже 37 лет, издательство «ИЗОГИЗ» выпустило две его первых новогодних карточки — тиражами один миллион и три миллиона экземпляров.
А первая почтовая открытка кисти Владимира Зарубина увидела свет в 1963 году, ее тираж составил уже пять миллионов штук.
Популярными открытки стали не сразу, советским чиновникам непросто было принять новизну и оригинальность зарубинских персонажей.
Зарубин придумывал не просто героев, это были целые забавные сюжеты про праздник зверят и новогодний лес.
«Маленькая сказка в рисунке», — называл свои открытки Зарубин.
Из-за оригинальности персонажей у него часто бывали сложности на худсоветах.
«Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: “А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?”, или: “Какой же медведь будет кричать в лесу «Ау!»?” Как объяснишь?» — рассказывал он.
Приходилось идти на уступки или маленькие хитрости. Одна из таких историй произошла при утверждении открытки, на которой ежик преподносит ежихе леденцового петуха.
«Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мерзла…» — вспоминал автор.
Со временем минисказки настолько стали любимы и детьми, и взрослыми, что Новый год уже стал ассоциироваться именно с открытками Зарубина.
Общий тираж открыток, телеграмм и конвертов с его героями перевалил за полтора миллиарда. О количестве авторских сюжетов до сих пор спорят коллекционеры, но их совершенно точно более трехсот.
У художника было много почитателей, они писали ему письма, и он всегда находил время, чтобы ответить каждому.
«Приятно, конечно, что люди не оставляют без внимания мои работы. Пишут, просят побольше рисовать, а наиболее активные — подсказывают сюжеты», — делился Зарубин.
Впрочем, по заказу и чужим задумкам он никогда не рисовал. Все его персонажи и темы были уникальны, их он придумывал сам и не переставал прорабатывать сюжеты, даже когда болел.
Владимир Зарубин умер в 1996 году, до последнего дня он продолжал рисовать. Его творчество живо до сих пор.
«Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее», — говорил Владимир.