Здесь в Успенском —
в сердце стен кремлёвских, —
Умиляясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялись светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари.
Максимилиан ВОЛОШИН
Из рассказа Натальи Сухининой:
Есть у меня друг детства, ныне учёный. В начале 90-х годов, когда наука России стала не нужна, ему буквально не на что было кормить семью.
— Как же быть? — спрашивала я своего духовного отца. — Катастрофа!
А он мне спокойно отвечает: «Если твой друг в церковь ходит, Господь и Матерь Божия его не оставят».
Через несколько дней звонит мне учёный друг и говорит:
— Это правда, что Владимирская икона Божией Матери написана апостолом Лукой?
— Правда, — отвечаю и верю в это, пусть даже некоторые искусствоведы придерживаются другой точки зрения.
— А где она сейчас?
— В Третьяковской галерее.
— Отведи меня к Ней завтра.
— Не могу. Давай послезавтра.
— Нет, — твёрдо говорит он, — завтра.
— Ладно. Завтра в два часа, — почему-то вдруг «завтра в два часа» стало для меня бесспорным. Пусть земля горит под ногами, но я должна именно «отвести» к Ней в это время.
Приходим. У галереи какое-то оцепление, кордоны. Идём, как во сне, сквозь это оцепление, а не через билетную кассу. Все кордоны проходили легко и спокойно, как горячий нож сквозь масло. Никто нас как будто не видит, да и нам нет ни до кого дела. Так же обыденно, будто каждый день. Проходим в настежь открытые двери служебного входа и сразу попадаем в небольшой зал, прямо к Владимирской иконе. Она стоит без брони, отключённая от сигнализации, а рядом с ней — Патриарх Алексий II. В зале почти пусто. Только Патриарх, сослужащие ему и несколько сотрудниц музея. Мы пришли как раз вовремя. Патриарх начал служить молебен. Тут я вдруг вспомнила, что сегодня день праздника Владимирской иконы Божией Матери. В какой-то суете совершенно об этом забыла, а мой недавно крещёный друг и не знал, что есть такой праздник.
Помню, молились в каком-то ужасе и трепете. На икону и смотреть боялись, — сердце пронзал сострадающий и любящий взгляд Божией Матери. Молебен закончился. Патриарх приложился к открытому образу. За ним — сослужащие ему и мы. Потом открыли «Троицу» Андрея Рублёва. И опять все приложились в том же порядке.
Вслед за Патриархом вышли на улицу, постепенно осознавая, что с нами произошло нечто необыкновенное. На следующий день узнали, что это был первый молебен, который Патриарху позволили отслужить у нашей древней святыни, пребывавшей в музейном пленении.
Вскоре после этой такой по-православному простой, смиренной, материнской ласки Пресвятой Богородицы моего друга пригласили на хорошую работу. Он молился и сподобился такого явного покровительства, Покрова Божией Матери. И я заодно с ним, просто за сочувствие.
Русский Дом:
Владимирская икона Божией Матери — главная святыня России, хранительница всего русского народа, веры Православной — по преданию была написана ещё при жизни Пресвятой Девы евангелистом Лукой на доске того стола, за которым трапезничали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Когда апостол принёс эту икону Пресвятой Богородице, она сказала: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет!» И эта благодать постоянно пребывает с Её иконой, проявляясь в бесчисленных чудотворениях, одно из которых Русская Православная Церковь вспоминает 6 июля в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата.
В 1480 году Великий Государь Иван III отказался платить дань Золотой Орде. Тогда на Москву устремились несметные полчища хана Ахмата. Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской обл.), войско хана встало в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположной стороне выстроились русские войска. В передних рядах воины держали икону Владимирской Божией Матери.
Было сражение, но оба войска: и русское, и татарское — по-прежнему занимали позиции на разных берегах. Долго и напряженно стороны ждали нападения и решающей битвы, но никто из противников не хотел нападать первым. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям, — то было знаменитое «стояние на реке Угре». Вся Москва молилась Заступнице Усердной о спасении православной столицы. И Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую. В то время как князь Московский приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги решили, что их заманивают в засаду, и в панике помчались прочь.
Русскими воинами это событие было истолковано как явное выражение покровительства Владычицы Небесной Земле Русской. Благодарные соотечественники после стояния на Угре назвали это место «поясом Богородицы». «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, — писал летописец. — Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию».
Татьянин день:
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону Царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви свт. Николая в Толмачах. Храм находится при Третьяковской галерее. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.
На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей. В центре Престола с красным покровом лежит закрытое Евангелие. На Евангелии сидит белый голубь с золотым нимбом (символ Духа Святого). Слева и справа от Евангелия четыре гвоздя и терновый венец. За престолом изображен Крест, по сторонам которого — Копие и Трость. По сторонам Креста надпись IС ХС, ниже НИ КА
. Все искусствоведы отмечают различия в технике живописи лицевой и оборотной сторон. Существуют доводы в защиту того, что икона еще со времени создания была двусторонней, но изображение Этимасии очень приблизительно относят к началу XV в.
Оригинальная русская иконография образа Владимирской именуется «Насаждение древа государства Российского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. Здесь, по мнению исследователей, Московский Кремль предстает аллегорией райского сада. Это икона – панегирик, торжественная похвала главной святыни Русского государства – образу Владимирской Богоматери, изображение которой расположено в центре. На иконе изображены Успенский собор, кремлевская Спасская башня с курантами, святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское. Здесь есть и изображение Христа, подающего «покров свыше».