Владислав Петрушко: Одностороннее объявление автокефалии Украинской Церкви будет означать религиозную войну
Спор о возможности предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви длится уже почти сто лет. Причем во всех случаях он разгорался вновь в результате политических событий на Украине. Это именно политический, а не церковный по своему содержанию вопрос. Появление независимого Украинского государства в конце ХХ века также в очередной раз сопровождалось возобновлением споров об автокефалии Украинской Церкви и появлением расколов.
Следует отметить, что к настоящему времени в православном мире нет единого мнения относительно способа предоставления автокефалии. Как ожидалось, установить единый порядок дарования автокефалии должен был Всеправославный Собор. Но затем этот вопрос был снят с повестки дня Собора. К сожалению, противоречия в понимании этого вопроса между разными Поместными Церквями сохраняются.
Константинопольский Патриархат настаивает на том, что именно ему принадлежит право дарования автокефалии новым Поместным Церквям. Фанар обосновывает это, весьма вольно трактуя одно из правил Трулльского (Пято-Шестого) Собора, которое предоставляло Константинопольскому Патриарху юрисдикцию надо всеми областями диаспоры, которые не входили в состав канонической территории других Поместных Православных Церквей.
Русская Православная Церковь, как и большинство других Поместных Церквей, всегда исходила из другого принципа, полагая, что автокефалию может предоставить своей части лишь Церковь-мать. Константинополь с такой трактовкой не согласен и по этой причине, например, не признает автокефалии Православной Церкви в Америке. В свое время ее предоставила только Русская Православная Церковь.
Грузинская Православная Церковь не так давно была вынуждена обратиться в Константинополь за подтверждением своей автокефалии, несмотря на то, что Грузинская Церковь является автокефальной уже почти полторы тысячи лет. Но Константинополь отсчитывает ее автокефалию только от момента своего признания этой автокефалии несколько лет назад и на этом основании отводит Грузинскому Патриарху одно из последних мест в диптихах Предстоятелей.
Исходя из вышеизложенного, теоретически можно допустить, что Константинополь, не дожидаясь, когда между Поместными Православными Церквями будет достигнут консенсус по вопросу о способе предоставления автокефалии, может даровать автокефалию Украинской Церкви. Подвигнуть к этому Патриарха Варфоломея может обида на Русскую Православную Церковь за ее отказ участвовать в Соборе на Крите, что фактически лишает его статуса Всеправославного Собора.
Патриарх Варфоломей может также пойти и другим путем, что еще больше усугубит ситуацию. Константинополь может объявить незаконным переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата в 1686 году. Константинопольский Патриархат уже объявлял это принятое в XVII веке решение недействительным, когда в 1924 году предоставлял автокефалию Польской Православной Церкви.
В томосе Патриарха Константинопольского тогда прямо говорилось, что решение о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата признается незаконным и дезавуируется. Обосновывалось это тем, что переход Киева в юрисдикцию Москвы при Патриархе Иоакиме (Савелове) якобы совершился под давлением со стороны государственных властей Османской империи и Московского царства, то есть был политически ангажирован.
Кроме того, на Фанаре и среди сторонников украинской автокефалии нередко можно услышать мнение о том, что переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата будто бы был лишь временной мерой и подразумевал лишь предоставление Патриарху Московскому прав экзарха по отношению к Киевской митрополии.
Решится ли Патриарх Варфоломей предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви в одностороннем порядке? Трудно сказать. Хочется всё же надеяться, что Патриарх Константинопольский будет руководствоваться общеправославными интересами, исходя из понимания, что такое решение поставило бы крест на всеправославном единстве и возможности созыва по-настоящему Всеправославного Собора – с участием Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, которые отказались ехать на нынешний Собор на Крите.
Вмешательство Фанара в церковную жизнь Украины, несомненно, приведет к расколу православного мира. Это будет проблема, несопоставимая по масштабу с аналогичной ситуацией в Эстонии, которую с большим трудом удалось разрешить двадцать лет назад ценой взаимного компромисса!
Но гораздо страшнее последствия упомянутого гипотетического решения были бы для самой Украины и ее народа. Одностороннее объявление автокефалии Украинской Церкви Константинополем на деле будет означать самую настоящую религиозную войну, которая неизбежно возникнет на фоне политической ситуации, сложившейся на Украине после событий на Майдане.
Очевидно, что множество верующих не согласятся с таким решением. Не менее очевидно, что государственная власть при поддержке разного рода националистических движений типа «Правого сектора» попытается всех загнать силой в новоявленную автокефалию. Едва ли люди потерпят подобное насилие над своей совестью. Сложно себе представить, во что всё это может вылиться.
Хочется верить, что Патриарх Варфоломей всё же отдает себе отчет в том, что последствия предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви неизбежно приведут к новому противостоянию, а не преодолению раскола в Украинском Православии. Также хотелось бы надеяться, что Патриарх Константинопольский понимает, что обращенный к нему со стороны Рады призыв о даровании автокефалии – это вопиющее попрание конституции Украины, которая декларирует, что Церковь отделена от государства.
На каком основании Рада решает юрисдикционные проблемы Украинского Православия? Фактически высшая законодательная власть Украины попирает закон и творит насилие над совестью своих граждан и Украинской Православной Церковью.
Записала Анна Уткина