Владыка Иларион: Русская Православная Церковь может выйти из Всемирного совета церквей
Источник: «РИА Новости»
В прошедшем на прошлой неделе Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви впервые участвовали архиереи Русской Православной Церкви за рубежом во главе с ее новоизбранным Первоиерерахом, митрополитом Нью-Йоркским и Восточноамериканским Иларионом. В один из перерывов в заседаниях Собора митрополит Иларион дал эксклюзивное интервью РИА Новости. Беседовал Андрей Золотов.
— Владыка, в своем докладе здесь в первый день Собора Вы подчеркнули, что Вы здесь в первый раз и поэтому многое может быть Вам ново и непонятно. Теперь почти три дня собора прошли. Каковы Ваши впечатления и ощущения?
— Во-первых, это радость оттого, что мы, архиереи из-за границы впервые имеем такое общение с собратьями. Конечно, мы не знакомы со многими. Но, я думаю, что и многие из российских архиереев не знают друг друга, потому что появилось много новых за последнее время. Радость оттого, что мы работаем вместе и можем узнать больше о жизни и управлении Церковью здесь, о тех проблемах, которые здесь существуют и проблемах, которые являются общими для всей Церкви. Вот такие чувства — умилительные — бывают, когда знакомимся с архиереями, беседуем с ними, открывается такая братская любовь и понимание. Мы видим, что это замечательные люди, которых мы не знали и только издалека, по фотографиям каким-нибудь или новостям узнавали о них. А сейчас мы имеем братское общение. Это созидательный процесс.
— Вы говорили в докладе, что не снимаете с повестки дня вопрос о выходе Русской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей. Были ли какие-то обсуждения на этот счет в рабочих группах или в кулуарах Собора?
— Официального обсуждения еще не было. Но многие архиереи подходили и выражали согласие с этим, были довольны, что этот вопрос был поднят. И действительно, народ Божий очень ожидает этого всюду. Это очень облегчит наше положение за границей, где многие ушли в раскол из-за этого вопроса — и духовенство, и миряне. Если бы пересмотреть членство во Всемирном Совете Церквей — может быть, на положение наблюдателей, как Римско-Католическая Церковь имеет там своих наблюдателей, — вероятно, это очень улучшит отношение многих людей, которые чувствуют, что прошлое участие во Всемирном Совете Церквей и другие случаи экуменического общения перешли границу позволенного. Если это будет исправлено, это будет большой радостью для всей Церкви.
Мы не должны бояться, что наше свидетельство о Православии будет в чем-то ущемлено. Наоборот, когда люди видят, что православная вера исповедуется в жизни людей, это привлекает. То, что наша Церковь ничего не меняет, что она продолжает апостольское, святоотеческое учение и все церковные традиции, — именно это привлекает людей на Западе из протестантства и католичества. Они видят, что Церковь не меняет свое учение или свою практику в зависимости от современных течений, а все как было положено Спасителем и апостолами, продолжается в Православии. Из-за этого люди и приходят в Православие. И это будет продолжаться даже в большей мере, потому что в современных протестантских церквях, и в католичестве самом упадок большой. Православие сейчас растет в мире.
— Если говорить о росте православия, то вопрос о миссионерстве на Соборе тоже поднимался. У вас есть свой опыт миссии в иноязычной инославной среде. Что, на Ваш взгляд, важно для миссии в современном мире?
— Во-первых, нужна внутренняя миссия. Нужно своих русских людей вернуть в православие — тех, которые еще не имеют святое крещение, которые еще не уверовали. Здесь большая работа предстоит. И наша задача на Западе похожа, потому что мы должны со своей паствой работать в первую очередь. С нашей молодежью, когда у них бывают смешанные браки, например. Они в этом случае, бывает, постепенно отходят от Церкви. Бывает, что жена или муж принимают православие, но часто это отражается отрицательно. Или ассимиляция — это большая проблема. Поэтому мы работаем с нашей молодежью, чтобы их удержать в Церкви. Но также и свидетельствуем для внешних. Мы всегда готовы их принять, если у них искреннее намерение придти в Православие. Подготавливаем их, проводим процесс катехизации, и тогда принимаем их — через крещение или иногда через миропомазание.
У нас нет такой практики, которая бывает у некоторых религиозных групп, когда они ходят по домам и тому подобное. Нет. Люди узнают о православии через литературу, через своих друзей, через семейные контакты, через религиозные издания. Разными путями люди приходят.
— Еще до Вашего избрания Первоиерерхом РПЦЗ Вы ездили в Латинскую Америку, пытались вернуть ушедших в раскол. Какова на сегодняшний день ситуация с людьми, ушедшими в раскол из Русской Зарубежной Церкви после ее воссоединения с Московским Патриархатом?
— В Латинской Америке еще нет. Там не много духовенства — по нескольку священников в нескольких странах, как, например, в Бразилии, в Аргентине, в Чили, которые ушли. Я с ними всеми беседовали. Они высказывали причины, по которым они отошли. Конечно, они были изолированы. У них скончался архиерей несколько лет тому назад, и мы не смогли сразу найти ему замену. Сейчас есть архиерей (новый епископ РПЦЗ для Латинской Америки был рукоположен буквально накануне Архиерейского Собора — РИА Новости), но до этого не было архипастырского окормления на месте. И они считали, что на те вопросы, которые они задавали, не было ответа. Я думаю, это произошло от неосведомленности. И, может быть, их изолированность сохраняет старые понятия, понятия прошлого, когда не было доверия к иерерахии здесь, в России. Может быть, потому, что у них не было возможности посетить Россию и увидеть, что здесь уже изменилось — совершенно Церковь свободна. Но многих вопрос о экуменизме волнует. В Австралии тоже те, которые ушли, указывали, что именно то, что Московский Патриархат состоит во Всемирном Совете Церквей — это главная причина, по которой они ушли.
— Владыка, тот опыт, который есть здесь, в России, показывает, что одни и те же люди в свое время протестовали против членства РПЦ во Всемирном Совете Церквей, а потом те же самые люди стали выступать за канонизацию Ивана Грозного и т.д.
— Конечно, есть крайности. Но я говорю об обычных прихожанах, которых это волнует. Есть люди, которые никогда не будут довольны и всегда найдут причины для этого. Но это не основная часть верующих.