Сегодня мы совершаем память святых князей Бориса и Глеба, которых именуем страстотерпцами. Из истории Церкви мы знаем, что страстотерпцами и мучениками мы называем тех верных Христу христиан, которые предпочитали умереть, но не отречься от своего Спасителя. А здесь вроде бы совершенно иное. Никто не требовал, чтобы Борис и Глеб отреклись от Христа.
Но они не захотели пойти войной на своего брата, который вошел в историю под именем Святополка Окаянного. Не захотели оказать ему вооруженное сопротивление. И именно из-за этого — из-за нежелания проливать братскую кровь — оказались сами убиты.
Они воспринимали как неверность Христу, как отречение от Христа — пойти против брата и взять на себя грех братоубийства. Убить ради того, чтобы он не убил их, и ради того, чтобы не делить власть, которую он хотел захватить.
Для них оказалось легче умереть, чем на все это пойти: на войну, кровопролитие и братоубийство.
Именно поэтому мы их именуем не только благоверными князьями, но и страстотерпцами.
Очень редко кто-то готов страдать ради того, чтобы в своей жизни следовать заповедям Христовым. И обречь себя на мученичество. А между тем — это самый естественный и самый необходимый для христианина подвиг.
Сколько существует человечество после грехопадения, и не только в период ветхозаветный, но и в период новозаветный, большая часть трагедии, большая часть страданий рода человеческого сопряжена именно с этой страшной жаждой — жаждой власти.
Жаждой ненасытной, жаждой нерациональной и жаждой, разрушающей прежде всего того, кто оказывается ей подвержен.
Потому что власть никогда не приносила и не может принести человеку счастье. Человек счастлив, когда он любит и когда он любим.
Человек счастлив, когда он создает и созидает что-то прекрасное. Человек счастлив тогда, когда он делится с людьми тем, что у него есть, и они бывают за это благодарны. А самое главное — он чувствует, что делает то, для чего нас создал Господь: любит других людей и благотворит им. И создает таким образом благодарение Тому, кто его сотворил.
А власть не приносит человеку ровным счетом ничего, кроме чувства страха ее потерять.
И когда человек приходит к власти, практически всегда становится ее заложником. За исключением очень небольшого количества людей, которые воспринимают власть не как возможность, не как исключительное право или положение, которое ставит того, кто ею обладает, в ряд сверхлюдей, а как ответственность.
Таких людей всегда было малое количество. Это христианский подвиг — относиться к власти как к тому, что тебе дал Господь и за что ты должен ответить перед Ним.
И что ты должен использовать только лишь для того, чтобы сделать жизнь окружающих тебя людей хотя бы немного лучше, немного добрее, немного светлее.
На самом деле, когда мы говорим о власти, речь идет не только о властителях, царях, правителях, президентах и прочих.
К власти иногда стремятся люди, находящиеся на весьма и весьма скромных, как сейчас принято говорить, позициях. Когда у человека утрачивается смысл его жизни, когда он перестает понимать, для чего Господь его в этот мир привел, тогда он начинает за эту власть хвататься, цепляться, держаться. Ему кажется, что больше он ничего не умеет.
И ему кажется, что эта власть дает возможность контролировать окружающий мир, которого он боится.
Но ни в коем случае так не должно быть ни с кем из нас. Потому что мы созданы не для того, чтобы властвовать над другими людьми.
Мы созданы, чтобы быть счастливыми. Любить Бога и любить людей. И быть любимыми Богом и людьми. Для того, чтобы создавать в этом мире что-то доброе, что-то хорошее, не обязательно великое, а хотя бы малое. И радоваться тому, что наши труды приносят плоды.
И если в какой-то момент и в наше сердце вкладывается желание кем-то владеть, быть выше кого-то, нужно эту мысль гнать, помня, началом каких великих бедствий она является и каких благ человека лишает.
И будем наполнять сердце той простой и естественной любовью к ближним, которая наше сердце утешает и делает по-настоящему угодным Богу.
И в этом подражать святым Борису и Глебу.
Проповедь 16 мая 2022 г.