Влюбчивость — грех или немощь?
Ни то, ни другое — уверен многодетный священник и известный киевский духовник, настоятель Троицкой церкви в Киеве протоиерей Константин Курбанов. Тогда что? И главное — как действовать, если такая черта в характере присутствует, — спрашиваем и получаем ответы и советы.

В житии святой Марии Египетской читаем её горькое признание о том, что много лет свою блудную страсть она реализовывала не просто без финансовой заинтересованности, но даже в ущерб здоровью, часто из-за безденежья оставаясь голодной.

Бывает, вопреки здравому смыслу и своему христианскому мировоззрению ведут себя и люди с натурой, что называется, увлекающейся, мечтательной, парящей в облаках. Но всё возможно верующему. И, как 47 лет в пустыне преподобная Мария преодолевала свои греховные наклонности, так и те, кто замечал в себе явление, вынесенное в заглавие этой статьи, попросив её молитвенной помощи, могут тоже попробовать с этим побороться.

 — Отче, что вообще такое — влюбчивость? Когда человек уже и не юн, должен бы успокоиться и остепениться, но мысленно постоянно привязывается то к одному объекту, то к другому.  Это черта характера, или разновидность блудной страсти, или немощь, или болезнь душевная — что?

Протоиерей Константин Курбанов

— Часто, видя какие-то отрицательные проявления в характере человека, мы почему-то сразу относим их к злым чертам. На самом деле, это не что иное, как продолжение его подлинных талантов. Тот дар, который человек в нынешнем своём положении пока что не смог облечь в драгоценные формы и принести Спасителю. Хотя обязан.

Подобное и в природе часто видим: когда река выходит из берегов, какая беда из этого получается.

Человек в данных ему талантах должен осознавать меру — этому учит и Закон Божий, и вся наша культура. Должен видеть границы полезного действия своего таланта и ограничивать свой талант этими границами. Этому способствует, конечно, правильная религиозная жизнь. Потому что сейчас принято заявлять о ценности вещей самих по себе. Например, при словах «это любовь» все должны замереть в умилении и не сметь возражать — раз любовь, значит, делай, что хочешь.

Религиозная жизнь не так устроена. Она постоянно держит нас на проложенном Богом пути, в определенных Богом границах и говорит, что в этих границах вещи и явления имеют животворящую силу, а вне этих границ уже представляют огромную опасность — как для нас самих, так и для окружающих.

С такой точки зрения я и буду говорить о феномене, который вы называете влюбчивостью. Отмечу, что мои слова обращены к тем, кто серьезно к этому относится. Людям, считающим чувство ситуативным и безвредным, мне сказать нечего.

На самом деле то, что называется влюбчивостью, это способность человека живо реагировать на окружающий мир, способность сострадать.

Принято считать, что человек влюбляется, увлекаясь какими-то внешними формами. Но если присмотреться, это не так. Например, девушка или взрослая уже женщина видит, замечает и способна оценить драгоценные черты характера другого человека. Такое умение может иметь очень хорошие последствия: она будет дорожить человеком, относиться к нему бережно, поддерживать и помогать. Это при условии, если выставлены правильные границы.

О каких правильных границах идет речь? Например, если девушка стремится создать семью и в этот период встречает человека, которого оценивает, как душевно дорогого и близкого, равно как и молодой человек ищет спутницу жизни — какие здесь могут быть препятствия? Взаимная симпатия – это базис для более глубоких личных отношений, конечно же, христианских по своей форме.

Но бывают и препятствия. Например, человек нравится своей какой-то одаренностью, но одаренность эту он употребил себе во зло. К сожалению, талантливые люди часто не умеют правильно выстроить творческий процесс, и для них это заканчивается трагически — нередко алкоголизмом или наркоманией. А девушка, видя таланты, увлекаясь ими, «проглатывает» вместе с душевными качествами, которые, бесспорно, присутствуют, и всю их неправильную реализованность.

При этом ею движет уверенность, что «я его перевоспитаю». Но на самом деле, что может человек, который себя не может обуздать, предложить другому? Практически в 100% случаев это самообман. Поэтому если желаешь пользы своей душе, умей её останавливать. Это во власти человека.

Ну и если человек женат/замужем, понятно, что здесь нужно пониже опустить глаза и не давать делу ход. Мы имеем такое изумительное благо, как Церковь, исповедь, таинства. Христос обязательно протянет тебе руку и даже из тяжкой глубины изведет, подаст разум, как себя оградить.

Фото: vasylsymonenko.in.ua

Фото: vasylsymonenko.in.ua

— Допустим, христианин, склонный к влюбчивости, понимает границы и держится четко в рамках. Но что делать с головой, которая постоянно в облаках? То один объект будоражит мысли, то другой, всё время кто-то на горизонте появляется. И при внешне благопристойном поведении происходит постоянное волнение чувств, от которого человек уже и подустал. Как это бурление прекратить?

— Однозначного ответа нет. Но если человек четко держит себя в рамках и их не пересекает, это для христианской души уже очень много значит.

По поводу бурления мыслей, которое, как с ним ни борешься, не проходит, здесь есть два момента. Прежде всего, человек с такой очень живой и сильной натурой каждый раз, обуздывая себя, совершает подвиг. Бывают такие попущения — не хочется сейчас подробно разбирать, по какой причине Господь их посылает. Но если прекратятся они, Господь предложит человеку иной образ терпения.

С другой стороны, бывает, силы души взаимодействуют таким образом, что это рождает настоящую бурю. Но у этой бури есть препятствие – твердая христианская позиция.

Безусловно, здесь не должно быть никакой самонадеянности, всегда нужно быть настороже, постоянно обращаться к таинствам. Образно говоря, схватиться за руку Господа нашего Иисуса Христа, как апостол Петр, и крепко за неё держаться. Это если духовник, исследуя это искушение, которое с человеком случается постоянно, не нашел в душе у этого христианина никакого лукавства.

Но часто бывает и другое — когда, например, желание женщины нравиться становится для неё уловляющей приманкой. Тогда такое бурление греховно. Дай Бог, чтобы духовник это увидел и распознал, дал необходимое назидание и определил, как нужно вести себя в данном случае.

— Откуда оно вообще берётся — стремление нравиться? Почему не достаточно просто знать себе цену, а обязательно хочется увидеть восторг от себя, прекрасного, в глазах окружающих?

— Что касается женской природы, то она имеет некую особенность: женщине необходима правильность. Обратите внимание, каждая настоящая хозяйка хочет, чтобы всё вокруг было правильно, хорошо и опрятно. Она испытывает радость, когда приготовленное ею вкусно и приносит пользу, радует окружающих. В этом проявляется женская внутренняя одаренность. Почему стремление к благообразию так необходимо женской душе, одному Богу известно. Но вот так Он определил.

Это благообразие не может же человек сам оценить. «Я сама себе нравлюсь» — в этом есть нечто нездоровое. Поэтому желание оценки своего труда – естественное движение женской души. Если она старается всё привести к внешнему порядку, красоте, безусловно, при этом хочет, чтобы ее усилия в данном направлении были оценены.

Всё это касается и телесной красоты. К сожалению, стремление к собственному внешнему благообразию в современном мире искажено. И греховность во всё примешивается, поэтому и проявляется настойчивое стремление нравиться, вплоть до самолюбования.

Чтобы выровнять ситуацию, часто и простые рецепты помогают человеку стать на место, а иногда духовнику нужно употребить анализ, чтобы найти больное место и врачевать его.

o-FREEDOM-facebook

— Раз мы о женщинах говорим, спрошу: вы постоянно подчеркиваете роль духовника, но если пока нет возможности найти такого священника, как можно своими усилиями совладать с чрезмерным стремлением нравиться?

— Мой твердый совет, и основан он на Слове Божьем: женщина ОБЯЗАТЕЛЬНО должна искать себе правильную внешнюю помощь.

Почему женской душе так нужна внешняя помощь? Характер женщины очень сильный. Настолько, что она может схватиться за руку Христа так, как апостол Петр. Но беда в том, что нет у неё опыта хвататься именно за Христову руку…

— Как вы думаете, почему бывает, что даже с годами у живущих в браке влюбчивость не проходит? Если так нужна оценка внешних данных, так есть муж, который постоянно даёт обратную связь, хвалит и благодарит за заботу. Почему этого не достаточно?

— Важный вопрос, но он уже касается не влюбчивости, а итога семейных взаимоотношений.

Душевность в отношениях — это дар, который Господь дает вначале, чтобы люди смогли преодолевать сложности на начальном этапе строительства совместной жизни. Со временем душевность истощается. Полностью она не исчерпается никогда, но уже входит в свои берега и предоставляет место тому большему, что должно родиться между людьми. Это сверхдушевность — нужда в человеке, но не такая, как мы нуждаемся в легких или в сердце, когда они у нас болят. Здесь нужда осознанная.

Но как появляется эта сверхдушевность? Она рождается как раз-таки из особых поступков. Например, когда мы ради нашей семьи жертвуем собой.

Особую красоту своей жены начинает понимать тот человек, который в метро, троллейбусе, на улице увидев чужое красивое лицо и понимая, что таким образом сознательно растрачивает свои отношения с поистине единственным человеком, совершит такую простую и, в общем-то, заповеданную Богом вещь — заставит себя опустить глаза. В данном случае эта подлинная красота для тебя невозможна, поэтому ты даже смотреть на неё не станешь. Когда совершаешь такие поступки, разве Господь не вознаградит за это? Как раз от этого и посылаются свыше сверхдушевные сокровища.

Так и женщина, если знает за собой наклонности к влюбчивости, но сознательно их блокирует, тоже приносит жертву. Безусловно, она получит за это драгоценность необыкновенную – настоящее сверхдушевное отношение к супругу.

Знаю доподлинно: кто поступками каждый раз свидетельствует о своем выборе, подтверждает его, тот получает то, чего и ожидать не мог.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.