О том, осудил ли Господь фарисея и о том, почему «добро через силу» — измена Богу рассказывает протоиерей Алексий Потокин.
Два человека вошли в храм. Один подошел поближе к алтарю – это человек, который старался исполнять закон, и потому молился, постился, приносил десятину. В общем, хотел быть порядочным. Второй – обманщик, мытарь, ворующий у своих сограждан, причем мытари в то время часто работали на захватчиков, римлян – в их пользу собирали налоги. И этот мытарь не смеет ни приблизиться к алтарю, ни глаз поднять к небу, а только бьет себя в грудь и взывает: «Боже, милостив буди мне грешному».
Часто эту притчу понимают как противопоставление оправданного мытаря и осужденного фарисея, но в Евангелии написано иначе: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк., 18, 14). То есть фарисей ушел менее оправданным, но не осужденным – Бог и его жизнь принял.
Очень похожа по смыслу на эту притчу притча о блудном сыне. Младший сын выпросил свою часть наследства еще при жизни отца, то есть для него отец уже умер. По сути он предал отца, потом промотал все наследство, вернулся и попросил прощения. И отец не просто простил, но устроил в честь блудного сына такой пир, какого никогда не видел сын старший – праведный, всегда чтивший отца, трудившийся в поте лица. И он не понимает, почему отец так щедр к блудному сыну, которого сам он не считает своим братом, говорит отцу «твой сын». И отец говорит: это твой брат, ты должен радоваться, что он был мертв и ожил.
Через разные притчи Бог хочет донести до нас простую мысль — проще бывает понять свое падение и раскаяться тому, кто пал низко: предал, украл, посягнул на чужую жизнь. А когда мы грешим по мелочам — молимся, да без удовольствия, постимся, да с притворством, подаем милостыню, да через «жалко», стоим на службе, а мыслями предаемся мечтам, — часто даже не замечаем, как далеки от совершенства, к которому призывает нас Господь.
Очень сложно понять, что наша внешняя праведность, доброта – тоже повод для покаяния. Потому что несовершенное добро, добро через силу – по сути измена Богу. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч,, 23, 26). Важен не только поступок, но и то, с каким чувством мы его совершаем. Если с радостью, любовью к ближнему, забывая себя, это подлинное добро. Если же напоказ или по необходимости, но внутри смятение, раздражение, зависть, другие страсти, которым мы с трудом не даем выплеснуться наружу, добро наше ядовитое.
Нам благие поступки даются тяжело, через «не хочу» и «не могу», а мы этим несовершенным добром гордимся, перестаем видеть себя такими, какие есть на самом деле, забываем, что без Божьей милости мы бы и пальцем не пошевелили для добрых дел. По вере нашей мы можем получить прощение и спасение, но это не наша заслуга, это Бог делится с нами вечной жизнью, которая есть только у Него.
Когда Бог меня прощает и милует, сердце мое смягчается, я начинаю жалеть таких же, как я, блудников, жадин, сребролюбцев, бесчинников, но быстро забываю, каким был и что оживаю по Божьей милости. Спаситель милует нас от смерти – от эгоизма. Мы не можем забыть про себя, живем во имя свое, своим счастьем, не умеем быть счастливыми счастьем другого человека. А ведь так живет Бог и к этому же призывает нас.
И если я думаю, что оправдан, могу смело войти в храм, приступить к таинству, смело посмотреть на иконы, глубоко заблуждаюсь. Потому что на самом деле обращаясь к святому, я знаю, что ему изменю, подходя к таинству – что оно мне еще понадобится, потому что не хватает мне важной Божьей черты — верности, неизменности. И я благодарен Богу за то, что он будет меня прощать «до седмижды семидесяти раз» (Мф., 18, 22).
Притча о мытаре и фарисее – притча о человеке, который не забыл, что несмотря на свою мерзость, он может быть велик и именоваться сыном Божим. Кто такой мытарь? Тот же блудный сын Царя Небесного, и когда он понял, что он царский сын, в царском достоинстве, даже не стал перечислять свои грехи – все равно слов не хватило бы, чтобы все перечислить, — а только бил себя в грудь. Это означало: я не могу жить, каждое мое слово, каждый вздох – ложь, я несчастный человек, потому что не имею взаимности ни с кем, прости меня. И он принят Богом.
Встает вопрос: как жить дальше? По-старому не хочет, по-новому не умеет. И он начинает выполнять правила до тех пор, пока сердце не оживет. Когда сердце оживет, станет любящим, как у Христа, правила будут упразднены. Но пока я на земле, причастен не только Богу, но и смерти (я ношу в себе эту смертность), хочу до конца своих дней иметь возможность прийти в храм, зная, что недостоин туда войти, приступить к таинствам, зная, что недостоин их принять. Но я приступлю к ним с надеждой, что Господь меня простит и моя жизнь будет восстановлена здесь и потом.
Притча о мытаре и фарисее помогает человеку не отчаяться в своей грешности и падшести, но и предостерегает от возношения в своем малом доброделании. Пока человек несовершенен, он должен просить прощения и милости, потому что несовершенство и есть предательство. Петр отрекся от Христа, потому что доброта его была несовершенна, а он тогда этого не понимал. Когда он говорил с уверенностью, что не отречется от Учителя, оказался фарисеем – не видел своей немощи.
Если бы видел, сказал: да, Господи, отрекусь, прости Меня. А «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Смысл молитвы мытаря, как и Иисусовой молитвы в том, что человек должен помнить: он живет не так, как Христос, хотя мог бы. И только память об этом дает нам надежду на милость Божью, открывающую дорогу в вечность.
Читайте также: