В неделю 27-ю по Пятидесятнице — Лк 13:10–17 (зач. 71):
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Заповедь о субботе, в отличие от многих «преданий старцев», была божественным установлением: это — четвертая из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. И если Богочеловек нарушал собственное повеление, то это, конечно, имело вполне определенную цель. Ученики срывают в субботу колосья и растирают их руками, слышат за это укоризны — и вот, сразу же после этого, Христос исцеляет сухорукого. А в другую субботу Спаситель дарует исцеление человеку, больному водянкой.
А в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим об исцелении скорченной женщины. Господь совершает все эти чудеса среди народа, и, конечно, незамедлительно следует реакция. Кто-то радуется за исцеленных и прославляет Бога, а кто-то выставляет Иисуса нечестивцем и кощунником. И сбываются слова старца Симеона: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:34–35).
Именно так всё и происходило (и происходит до тех пор). Чудеса, которые творил Христос, становились предметом пререкания, предметом обсуждения, осмысления — и открывались помышления сердец. В том числе — помышления начальника синагоги.
То, что говорит этот человек, мог сказать только бездушный чиновник, омертвевший бюрократ. На его глазах происходит чудо, т. е. то, что превосходит законы естества, то, что нельзя объяснить — и невозможно приручить. Но его ум занят правилами и инструкциями, и он распоряжается: приходите исцеляться в прочие шесть дней, а не в субботу. Не безумие ли это? Откуда ему знать, где будет Иисус на следующий день и что Он будет делать через неделю? Но в его суконной душе уже всё упорядочилось: здесь у нас будет сидеть целитель, тут расположатся посетители, организуем сбор пожертвований, в конце недели — пресс-конференция, принимаем заявки через электронную форму на сайте… А в субботу всё будет благообразно и благочестиво. И без глупостей, пожалуйста!
Но неспособность удивляться чуду, но нежелание видеть человека, но связанность пунктами и параграфами — удел не одного лишь несчастного начальника синагоги. Во многих из нас сидит внутренний чиновник, который исправно напоминает своему хозяину и окружающим о разного рода запретах, ограничениях и предписаниях.
Дочь выходит замуж, мать наставляет ее: «Помни, в среду и в пятницу нужно воздерживаться». Это единственное, что может сказать мама своему ребенку в такой важный миг? Наш далекий от Церкви друг неожиданно пришел в храм на исповедь. «Что, причащаться будешь? А мясо вчера не ел?» Это всё, что нам приходит в голову, когда мы становимся свидетелями чуда — Господь привел человека к Себе? Православного знакомят с замечательной женщиной, которая постоянно ездит в детский дом в Ивановской области, привозит вещи, общается с детьми. «Платка нет, в ушах серьги, — замечает православный. — Всё ясно». И неужели кроме этой пошлости ничего не всходит ему на ум и на сердце? Но в сердце — внутренний чиновник.
Конечно, это некоторое преувеличение. Гипербола. Ирония. Гротеск. Но в каждой шутке есть лишь доля шутки, а всё остальное — правда.
Многие из нас послушно повторяют слова Спасителя: «Суббота для человека, а не человек для субботы», — но в кармане как будто держат кукиш: нас-де не обманешь, мы-то ведь прекрасно знаем: нужно делать всё правильно — и будет тебе счастье. Нужно выстоять, вычитать, пропоститься, промолиться, соблюдать, не нарушать — и тогда ты будешь добрым христианином, тогда ты, к примеру, сможешь достойно (с достоинством?) причаститься, тогда никто не сможет тебя осудить, тогда и Господь, увидев, как хорошо и правильно мы всё сделали, сотворит с нами какое-нибудь чудо, явит знамение, засвидетельствует наше избранничество.
Христос обедал с мытарями и блудницами — рэкетирами и проститутками. С людьми, столь погрязшими в грехе, что им было уже не до правил. И, может быть, именно поэтому их покаяние, их деятельное изменение жизни оказывалось, как ни странно, подчас более быстрым и глубоким, чем у их добропорядочных единоверцев.
Ведь очень трудно заставить изменить жизнь человека, у которого всё правильно, всё расставлено по порядку, налажено и отработано. Он доволен своей жизнью и самим собой — к чему что-то менять? И если Господь неожиданно вторгается в нашу жизнь — ломая все представления о правильности, сокрушая идолов благообразности и благопристойности, то мы нередко говорим вместе с жителями страны Гадаринской: «Уйди от меня». Или, как начальник синагоги: «Нет, не сейчас, не во время моего покоя, но когда я сочту это подходящим и соответствующим». Но Христос стучится в наше сердце. Откроем сейчас — или подождем до лучших времен?
Читайте также:
Опасности на пути к живой вере