«Во дни оны, воставше Мариам, иде в Горнее со тщанием во град Иудов…» Этими словами начинается самый известный на слух евангельский текст, посвященный праздникам в честь Богоматери и читаемый на всенощном бдении, в том числе, под праздник Благовещения. Почитание Богородицы в православной Церкви весьма велико, а евангельских повествований, Ей, посвященных, наоборот, мало. Вот и приходится священникам читать один и тот же отрывок в течение всего года десятки раз, и он уже настолько на слуху, что чтение его доходит до автоматизма, а слова его воспринимаются притуплено и без живости – привычка играет здесь скорее отрицательную роль.
Лично для меня эти строки по-настоящему ожили тогда, когда в первый раз посчастливилось побывать в Назарете в 2008 году.
Хотя Израиль и небольшая страна, но совершенно нет ощущения, что всё вокруг тебя рядом и под рукой! Без автотранспорта здесь никак не обойдешься. Но ведь во времена Христа ходили исключительно пешком, а кто был посостоятельнее, использовал живые транспортные средства – ослов, лошадей, верблюдов. В любом случае, пеший путь занимал немало времени и сил. И вот Мария, очевидно, потрясенная видением Ей архангела Гавриила и вестью, услышанной от него, пошла «в нагорную страну, в город Иудин». Теперь это окраина Иерусалима, местечко называется Эйн-Керем. По устойчивому преданию, именно здесь произошла встреча Марии с Елисаветой, а в XIX веке тут же был основан Горненский (Горний) русский женский монастырь.
Но, допустим, даже если эта встреча состоялась не здесь, а где-то еще… В любом случае, «город Иудин» означает город на территории колена Иудина, то есть самый юг той территории, что досталась 12 коленам Израилевым по жребию, то есть окрестности Иерусалима. Наоборот, Назарет галилейский находится на севере. От Назарета до Иерусалима – около 130 км; на автобусе ехать не менее двух часов. Такое расстояние в те далёкие времена покрывали только в исключительных случаях, когда каждый благочестивый иудей, где бы он ни жил, считал своим долгом явиться в Иерусалим на Пасху, Пятидесятницу или праздник Кущей, например. И вот, можно вполне предполагать, что Дева Мария была настолько потрясена после этого видения, что Ей нужно было с кем-нибудь поделиться своим душевным состоянием.
В самом деле, явления ангелов или святых из горнего мира всегда были исключительны и невероятны, в том числе и в те библейские времена, когда, как зачастую кажется современным читателям, они могли быть намного чаще, чем теперь. Взять хотя бы древнюю эпоху судей Израиля в Ветхом Завете. Когда Гедеон видит вестника (ангела) от Господа, он восклицает: «увы мне, Владыка, Господи! Потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу» (Суд. 6, 22). Тоже самое было с Маноем, отцом будущего судьи и богатыря Самсона, когда ангел возвестил ему будущее рождение сына: «И сказал Маной жене своей: верно, мы умрём, ибо видели мы Бога» (Суд. 13, 22).
Наверняка, к моменту Благовещения Мария уже знала историю с Захарией и его женой Елисаветой. И Она не находит ничего другого, как отправиться к своей родственнице, живущей, как минимум, в трех-четырех днях пешего пути.
В то же время, Иосиф, которому Она обручена, ничего не подозревает, если сопоставить повествование Луки с тем, что пишет евангелист Матфей! А Мария, в свою очередь, ему не открывается… И только позднее, когда Иосиф стал Ее подозревать в измене «и хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1, 19), произошло вмешательство высших сил – Иосиф узнаёт о будущем необыкновенном рождении Сына опять же не от Марии, а от ангела во сне!
Воистину, за краткими и зачастую скупыми евангельскими повествованиями, если вдуматься, может скрываться много важного и трогательного. В самом богослужении праздника Благовещения мы можем найти попытки такого творческого осмысления евангельского повествования Луки, например, в виде диалога Девы Марии с архангелом Гавриилом, на котором построен весь канон праздничной утрени (по греческой версии – Иоанна монаха (Дамаскина), по церковно-славянской – кир Феофана).
Ангел возгласил: В радости взываю к Тебе: «Склони ухо Твое и внемли мне, возвещающему о зачатии Бога без семени; ибо такую благодать обрела Ты пред Господом, Всечистая, какой ни одна жена никогда не обретала!»
Богородица сказала: Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел; как будет то, что ты сказал? Говори самым ясным образом: как зачну Я Дева непорочная? И как же сделаюсь Я матерью моего Создателя?
Ангел возгласил: Ты стремишься, Дева, от меня узнать образ Твоего зачатия? Но он неизъясним; совершит же это Дух Святой, осенив Тебя творческою силою.
Богородица сказала: Праматерь моя, приняв внушение змия, изгнана из места божественного наслаждения, потому и Я, опасаясь поскользнуться, страшусь твоего необычного приветствия.
Ангел возгласил: Я, предстоящий пред Богом, послан Божественную волю Тебе открыть; что Ты страшишься меня, Всенепорочная, еще более Тебя страшащегося? Что Ты опасаешься меня, Владычица, Тебя благоговейно почитающего?
(русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)).
Благовещение – по-гречески «эвангелизмос». Дословно – евангелизация, провозвестие радости. Ангел приносит радостную и удивительную весть Марии, еще не до конца понятную Ей самой: «Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Бога Всевышнего…, и Царству его не будет конца» (Лк. 1, 31-33).
Здесь – начало всего Евангелия, в строгом и буквальном смысле. И, соответственно, «спасения нашего главизна», как поется в тропаре праздника.
Праздник этот также можно назвать крестобогородичным. Есть такие богослужебные песнопения, которые так и называются – «крестобогородичны», которые осмысливают предстояние Богоматери у Креста во время страданий возлюбленного Сына. Здесь – предвосхищение креста. Старцем Симеоном вскоре после рождения Иисуса были предсказаны известные слова: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35).
Не говоря уже о том, что празднуется Благовещение в этот самый период, когда Иисус действительно был распят! По мнению авторитетного французского библеиста Жана Карминьяка, проанализировавшего множество разных источников, Христос был распят 7 апреля 30 года. Хотя есть и другая точка зрения, выраженная в выпущенном в 2010 году Библейско-Богословским Институтом двухтомном словаре Нового Завета. Там один из авторов, H.W. Hoenher в статье «Хронология» приходит к выводу, что Иисус был распят 3 апреля 33 года. Получается по-своему неизбежным и закономерным, что в некоторые годы праздник выпадает на дни Страстной седмицы.
На месте предполагаемой встречи Марии с Елисаветой сейчас находится русский Горний монастырь. Здесь установлен местный дополнительный праздник после Благовещения – праздник встречи Богоматери и праведной Елисаветы, отмечаемый как раз четыре дня спустя, 11 апреля. Мне посчастливилось быть в это время в Горней обители как раз год назад. По местной установленной традиции, в этот день перед началом Всенощного бдения икона Благовещения из Троицкого храма Русской духовной миссии торжественно переносится в Казанский храм Горнего монастыря. В процессии участвуют сёстры обители, начальник Русской миссии, многочисленные паломники, а возглавляет крестный ход обычно кто-то из митрополитов Иерусалимского патриархата. Возле Казанского храма устраиваются замечательные ковровые дорожки из трав и цветов. Это любят делать и в России, но так, как это мастерски, искусно, красочно и с любовью делается в Горнем монастыре, я больше не видел нигде!
Фото: священник Филипп Парфенов