«Во спасение нас, поющих»
Представляем вашему вниманию рецензию композитора Антона Вискова на новую интерпретацию произведения епископа Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».
Когда слушаешь музыку епископа Илариона (Алфеева), то сразу ощущаешь ее удивительную отрешенность от суеты мира сего. С полной ясностью понимаешь, что это не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, нет, в первую очередь, это – молитва, выраженная в звуках, сакральное действо, погружение в высшие духовные субстанции. Поэтому творчество епископа Илариона невозможно отнести лишь к категории композиторской: скорее, это духовное делание, обращение к Господу, проповедь Слова Божьего, приобщение всех нас тайнам Божественного бытия.
Иначе и не могло быть у священнослужителя, который обращается к музыкальному творчеству и создает произведение на одно из драматических событий Евангельской истории: Страстей Господних. Поистине мистический трепет, я думаю, охватывает каждого, кто присутствовал на исполнении этого произведения. Подобно страстной проповеди, призыву к покаянию прозвучало оно во многих странах, всегда получая живой отклик в душах людей.
Отрадно сознавать, что это произведение-молитва продолжает свою дальнейшую исполнительскую судьбу и обретает новые художественные решения. Представленная в Театральном зале Московского международного Дома музыки постановка оратории «Страсти по Матфею» Владыки Илариона, на мой взгляд, уходит от традиционных штампов концертного исполнения в сторону более яркой и доходчивой подачи исполняемого материала. По своему жанру – это аудио-визуальная композиция, в которой музыка, Евангельский текст и зрительный ряд пребывают в неразрывном единстве.
Следует заметить, что сам автор «Страстей» епископ Иларион не принимал участие в разработке и подготовке этого исполнения, идея которого принадлежит продюсеру Алексею Иващенко. По мнению самого епископа, впервые услышавшему новую версию своего произведения только на премьере, далеко не все музыкальные номера здесь соответствуют его собственному видению и представлению, в некоторых случаях вызывая твердое желание вернуться к авторскому оригиналу. Использование некоторых приемов, заимствованных из современной поп-музыки, трансформация ряда номеров оратории в сторону популярных танцевальных жанров в определенном смысле снижают высокое духовное воздействие Священного текста.
В то же время, идея провести параллели между Евангельскими событиями и трагическими поворотами человеческой истории ХХ века, выраженные, в первую очередь, в визуальном видеоряде, в некотором смысле оправдывает использование в музыке новейших стилистических приемов, в частности, ритм-группы. Кроме того, в тех чертах камерности, интимности, которые появились здесь благодаря использованию необычного инструментального состава, мы находим явное соответствие специфике музыки-молитвы.
Символичным представляется использование и сопоставление трех звуковых масс, трактуемых как три хора, будто отражение триединства Святой Троицы: хора струнных инструментов, хора медных духовых и, собственно, хора певцов, то звучащих попеременно, то объединенных в единый звуковой поток. Создается удивительный акустический эффект пространственного звучания, увлекающий слушателей в некие надмирные высоты. Возникающий тембр гитары в сочетании с оригинальными, аскетическими и одухотворенными мелодиями солистов, воспринимается как аллюзия древних библейских инструментов, например, псалтыри, что еще более способствует воспроизведению духа тех далеких времен. Особый неповторимый эффект создает многокрасочный колокольный ансамбль, звук которых имеет глубокий сакральный смысл, ибо акустические вибрации звонов заставляют человеческие души раскрыться для приятия ими потоков Божественной духовной энергии.
Таким образом, не просто новое концертное исполнение оратории, а глубоко духовное религиозное действо предстает перед нами, вознося не только слушателей, но и самих исполнителей к духовным высотам Православной веры. Особое молитвенное настроение ощущалось у всех присутствующих и на сцене, и в зале. Без искренней, глубокой веры, объединивших участников постановки, вряд ли могло состояться это событие. В этом огромная заслуга главного организатора постановки – Алексея Иващенко, который выступил также в роли чтеца, строго, прочувствованно и проникновенно исполнившего главы Евангелия от Матфея.
Конечно же, звуковым эпицентром действа стал прославленный хор Третьяковской галереи под руководством заслуженного артиста России Алексея Пузакова, чье искусство покорило уже многие страны мира. Особое молитвенное отношение к каждому музыкальному эпизоду порождает неповторимое звучание полифонической ткани, где каждый голос вливается в общий поток сопереживаний и состраданий к повествуемым событиям.
«Страсти по Матфею» епископа Илариона – музыка духовная, музыка религиозная, музыка-молитва. Поэтому мы не можем воспринимать ее только как музыкальные иллюстрации, как некую театральную инсценировку Евангельских событий. Это музыка, в первую очередь, – таинство сопричастия Великой жертве Христа во имя спасения человечества. В каждой ноте, каждом звуке – частица Его Священной крови, в каждом аккорде воплощено Его страдание, Его нечеловеческие муки. Поэтому само исполнение, да и прослушивание превращается в своего рода сакральное действо, в котором каждый становится сопричастным Великой Жертвы во имя человеческого Спасения.
Именно так мне представляется назначение этой удивительной музыкальной молитвы: объединить людские души великой “Пиетой” – поклонением крестным мукам Самого Спасителя.