Крещение Господне — праздник, который часто кажется не таким понятным, как Пасха или Рождество. Мы примерно понимаем, что значит Крещение для нас; но зачем было креститься самому Господу? Похожее недоумение выражает Иоанн Креститель “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Матф.3:14)”.
Что означает Крещение? Греческое слово “баптисмо” не связано (как русское “Крещение”) с крестом. Оно значит просто “погружение”, погружение в воду. А вода — очень глубокий символ в Писании.
Одна из бед нашего времени — утрата символического мышления; для нас очень часто вода — это просто вещество, которое сводится к своей химической формуле, и которое ничего не обозначает, да и не должно обозначать. Не так видели мир во времена Нового Завета — да и много позже. Люди видели объем там, где мы — только плоскость, они видели переплетение вызывающих друг друга и оттеняющих друг друга смыслов там, где мы не видим ничего.
Тварный мир был для человека Библии — и человека христианского средневековья — огромной иконой, пронизанной славой Творца; все — деревья и звезды, животные и облака, были исполнены таинственного смысла, говорили о чем-то, передавали утешительное или грозное послание.
И особенно глубокий смысл несла вода. Это таинственная, животворная и смертоносная стихия, которую жаждут в пустыне и которая топит корабли. В Библии вода — это символ смерти; когда псалмопевец говорит “Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. (Пс.68:2,3)”, речь идет не о буквальной воде, а об угрозе гибели; когда он радуется тому, что “[Бог] простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; (Пс.17:17)” он говорит о спасении от смерти. Воды потопа, грозные воды бури — то, что накрывает человека с головой и он уходит куда-то в темную глубину, навсегда.
Поэтому Христос приходит погрузиться в воду — это предвещает Его погружение в смерть на Голгофе. И это Его вхождение в воду раскрывает в ней другой смысл, делает ее чем-то другим.
Вода — и символ жизни; “жаждущие! идите все к водам. (Ис.55:1)” говорит пророк, “источники вод” описываются как Божие благословение; вода омывает и спасает. Из воды можно выйти — очищенным и омытым, потому что ее освятил Господь.
Смерть, в которую погрузился Христос нас ради человек и нашего ради спасения, перестает быть бездной, откуда не возвращаются — таинственные воды смерти принимают людей, чтобы выпустить их в новую жизнь. Этот образ (и не только образ, сама реальность) жизни и смерти присутствует и в таинстве Крещения, через которое мы входим в Церковь. Как пишет Апостол, “Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим.6:4)”.
Человек умирает для прежней жизни без Бога, и возрождается к Новой Жизни, о которой Церковь поет в дни великих праздников: “Елицы во Христа крестистеся во Христа облекостеся”.
Крещение знаменует выход Господа на общественное служение, кульминацией которого становится Его смерть и Воскресение. Страшные воды смерти становятся водами возрождения и новой жизни после того, как в них погружается Спаситель.
Сергей Худиев