«Авось проскочу». Почему случаются ДТП
- Алкогольное опьянение и превышение скорости
— ДТП случаются круглосуточно, при этом «пьяные» аварии происходят как на трассах, так и в городе. Просто за городом последствия более тяжелые — скорости выше. В городе сейчас много камер наружного наблюдения, которые могут фиксировать скорость, особо не разгонишься, в отличии от загородных дорог.
На рубеже 1990-х я работал в отделе дознания и лично оформил не менее 200 ДТП, в которых погибла не одна сотня людей. Были ординарные случаи, а были и те, которые врезаются в память. Один из них такой.
Пьяный водитель сбил женщину насмерть. А тогда мобильных телефонов и интернета еще не было, но в сумочке у женщины оказались документы, и мы пошли по адресу, чтобы сообщить родственникам о трагедии. Дом был буквально через дорогу. Дверь открывает бабушка, а рядом с ней стоит мальчик. Спрашиваем: «Такая-то здесь проживает?» И мальчик говорит: «Дядя, а мамы дома нет» Комок в горле… Водитель, будучи виновным, получил, в моем понимании, заслуженное наказание — 4,5 года колонии общего режима.
За похожие дела сегодня люди получают совершенно разные наказания, с очень большой разницей в сроках, и эта несправедливость возмущает большую часть общества.
Мысли «я выпил чуть-чуть и уже протрезвел, сейчас нормально доеду» у водителя вообще не должно быть.
Это самая большая опасность для дорожного движения, которая влечет самые трагические последствия: физиология человека известна. Главное — голова должна включаться в первую очередь с мыслью: «Зачем мне это?» И всегда есть вариант добраться любым другим способом: на такси будет в десятки раз дешевле во всех смыслах.
- «Авось проскочу», лихачество, низкая культура вождения
— Культура вождения сейчас ниже, чем раньше: все реже мы видим, что кто-то кого-то пропускает при перестроении. Один говорит: «проскочу», другой: «ты у меня не проскочишь». Вот и получаются несколько сотен ДТП в день — от царапин и вмятин на машинах до наездов на пешеходов с разными последствиями.
Нередко водитель видит, что цвет светофора сейчас сменится или уже сменился на запрещающий, и вместо того, чтобы тормозить, в соответствии с пунктом 10.1 ПДД, нажимает на педаль газа, думая: «Эх, проскочу!» Результат — ДТП.
Несколько лет назад я защищал водителя, который попал в ДТП с шестью погибшими. Он выехал на встречную полосу и столкнулся с такси, в котором было шесть человек, причем трое — дети. У такси не сработала система отсечки газового оборудования, а именно клапан, перекрывающий подачу газа. Произошло возгорание, и люди практически сгорели. Конечно, есть вопросы и к производителю этого газового оборудования…
Мы видим разные конфликтные ситуации между мотоциклистами и водителями. Водители мотоциклов зачастую водят и автомобили, но почему-то их психология меняется, когда они пересаживаются на двухколесного «железного коня». Отсюда и появляются обычные мотохулиганы, которые подрезают, создают аварийные ситуации и после этого скрываются.
Мы уже много лет пытаемся бороться со стритрейсерами и дрифтерами, которые переоборудуют свои авто, устанавливая в них более мощные двигатели, к тому же не всегда законно. Это увеличивает технические характеристики машины и позволяет рисковать жизнью — как своей, так и других людей.
Во времена моей молодости было много разных мото- и автоклубов, где молодежь ездила на треках. И это был спорт. Сейчас такой возможности нет, люди начинают превращать городские трассы в авто- и мототреки, устраивают гонки, не всегда понимая свою ответственность при управлении источником повышенной опасности. Ну, и никто не отрицал русскую поговорку: «На миру и смерть красна». Только почему-то от этого страдают и люди, которые не имеют к этому отношения.
Часто мы наблюдаем неуважительное отношение автомобилистов и пешеходов друг к другу. Как водитель при подъезде к пешеходному переходу обязан убедиться, что на проезжую часть не вышел пешеход, так и пешеходу не мешало бы помнить о пункте 4.5 ПДД.
4.5 ПДД: На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Нередко пешеходы сами провоцируют опасную ситуацию, которая приводит к ДТП: резкое перемещение, разные темпы движения и необдуманные остановки на пешеходном переходе. Пешеход, который идет, уткнувшись в телефон, тоже не реагирует на окружающую обстановку.
Нужно адекватно оценивать ситуацию и помнить, что предотвратить ДТП всегда лучше, чем настоять на своем.
- Стало больше транспорта и знаков на дороге
— В начале 1990-х одним экипажем ГАИ мы оформляли ДТП сразу в трех районах, а теперь и три экипажа в одном районе не справляются — это говорит в том числе о том, что транспорта на дороге стало намного больше.
В 2000-е мы боролись со старыми автомобилями, которые угрожают безопасности движения, теперь их все меньше. На смену им пришли более скоростные и маневренные машины.
Но возникли новые проблемы — с парковками. Машины порой ставят наперекосяк, что привело к увеличению количества ДТП и конфликтных ситуаций между водителями. «А где мне припарковаться, а куда мне встать, а как проехать?» И эта проблема на государственном уровне слабо решается.
Рекомендую всем в обязательном порядке иметь видеорегистратор. Он поможет разрешить спорную ситуацию при ДТП.
Сейчас у нас новая эра — электросамокатов и других устройств на электрической тяге. Мы видим, как по дорогам общего пользования на них ездят дети и подростки, имеющие слабое представление о правилах дорожного движения, что также приводит к ДТП с различными последствиями. Этот вопрос тоже не отрегулирован государством до конца. То же самое происходит и на тротуарах, когда электросамокаты сталкиваются с пешеходами.
Несметное количество знаков и информационных указателей, наличие все новых разметок часто вводят водителей в заблуждение и приводят к сложным транспортным ситуациям. Нередко водитель теряется в пространстве, не понимая, куда ему нужно повернуть, где можно развернуться, припарковаться, совершить маневр. А это тоже создает угрозу безопасности движения. Значит, нужно что-то упрощать.
Иногда человек говорит: «Да я же прав!» — особенно часто это происходит у водителей с большим стажем, как у меня. Многое изменилось в правилах дорожного движения за последние десятилетия, поэтому знания нужно обновлять. Водителям с большим стажем, но уже подзабывшим ПДД, необходимо перечитать их заново в новой редакции.
- Звонки и переписка в смартфоне во время движения
— Естественно, навигаторы в телефонах помогают управлять автомобилем, но они могут также и отвлечь водителя. Его реакция на дорожно-транспортную ситуацию снижается во время разговора или переписки при движении.
Я не знаю ни одного инструктора по вождению, который бы учил водителя управлять автомобилем одной рукой. На дорогах мы это видим постоянно. Одной рукой даже велосипедом управлять сложнее.
Приведу пример. Года полтора назад я проезжал мимо перекрестка и увидел — две машины столкнулись, был боковой удар (видимо, один водитель хотел уйти от другого). Остановился, решил помочь. Водитель одной машины сильно ударился грудью о руль, а в его ногах лежал телефон, из которого по громкой связи кто-то кричал: «Ты куда пропал?!»
Можно коротко ответить вне периода движения, например, когда стоишь на перекрестке со светофором или в пробке. Но лучше — не отвечать без крайней необходимости, а если она есть, разумнее припарковаться.
- Плохая подготовка в автошколах
— Нередки случаи, когда автошколы, будучи коммерческой организацией, заинтересованы выпустить большее количество учеников к сдаче экзаменов, а не научить их качественно и ответственно водить автомобиль. Отдельные инструкторы понимают, что при некачественной работе они выпустят потенциальных нарушителей, что со своими учениками могут встретиться на дороге.
Здесь возможна и коррупционная составляющая — по договоренности автошкол при сдаче экзаменов с сотрудниками ГИБДД (Инспектора из Приморья следователи подозревают в том, что он взял деньги с 8 учеников автошкол за успешную сдачу экзаменов. — Примеч. ред.). Все это происходит от того, что ответственности у школ за результат подготовки водителя как таковой нет.
Как-то раз я приехал на ДТП, сел в автомобиль к клиентке, в водительское кресло, и даже не удивился, почему произошла авария: все зеркала были на направлены на меня, а не на дорогу — все все равно, что ездить вообще без зеркал.
Мысль о том, что в ДТП, скорее всего, виновата она, у меня укрепилась.
Если вы чувствуете, что знаний и практики автошколы недостаточно, позанимайтесь дополнительно. Нужно поездить с более опытными инструкторами-водителями, друзьями с большим стажем вождения — пусть они передадут вам свой опыт.
Как обезопасить себя и пассажиров на дороге: 4 главных совета
-
Обязательно использовать ремни безопасности и детские кресла
— Сотрудники ГИБДД сейчас активнее реагируют на перевозку детей не в автокреслах и часто привлекают водителей к ответственности за это нарушение. Детские кресла разрабатывались несколько десятилетий, чтобы маленький пассажир не получил травмы. И водители должны понимать, что отсутствие кресла — это реальная угроза, которая может привести к трагедии.
Мало кто знает, что Автомобильный завод Ленинского комсомола (АЗЛК) еще в 1980-е годы в СССР выпустил первое автомобильное детское кресло. Оно стоило в пределах 10 рублей при средней зарплате инженера в 150–200 рублей. Работая в ГАИ, я видел, как детей перевозили в таких креслах. Учтите: тогда штрафов за неиспользование кресла не было! То есть родители просто заботились о ребенке.
Это кресло, конечно, крайне простое, даже примитивное: по форме похоже на столик для кормления детей. Металлическое с мягкой обивкой, оно прикреплялось к спинке заднего сиденья и застегивалось на ремешок. В экспозиции моего музея ретротехники есть такое. Понятно, что по степени надежности и удобства с современными автокреслами его не сравнить, но с точки зрения первичной безопасности оно было актуально.
Непристегнутый пассажир с ребенком на руках в момент ДТП придавливает своим весом этого ребенка. А так как кости у ребенка хрупкие, он может сильно травмироваться.
Во время работы в ГАИ я видел такие ситуации. То есть ребенок выступал в качестве некоего буфера между взрослым и «торпедо» — тогда же в автомобилях не было подушек безопасности, за исключением иномарок, которые появились в нашей стране в середине 90-х. И если удар был сильным, дети через лобовые стекла вылетали, погибали. Такие случаи происходили всегда, с момента появления автомобиля.
Надо покупать не самое дорогое кресло, а то, которое зарекомендовало себя с точки зрения безопасности — это самое важное.
-
Держать чистыми стекла и не тонировать машину
Увы, очень часто стекла просто грязные — в силу неисправности дворников, их износа, отсутствия омывающей жидкости. Из-за этого водитель не только плохо видит дорогу, но и не всегда может следить за скоростным режимом, снижается его реакция на ситуацию.
Я за то, чтобы убирать тонировку автомобилей — особенно у начинающих водителей, а если она есть, то должна быть минимальной. Все говорят: авто — это наше личное пространство, но почему из-за этого должны страдать другие участники движения? В случае тонировки утрачивает смысл зеркало заднего вида — чаще всего водитель видит в нем не более, чем темное пятно, особенно в сумерках и ночью. И в этой ситуации любой маневр может привести к ДТП — в моей практике были такие примеры.
Скоро, вероятнее всего, будет введен штраф за трещину на лобовом стекле со стороны водителя. Это делается не просто так — трещина может изменять обзор для водителя и реально создать угрозу безопасности движения.
-
Соблюдать правило трех «Д» и не садиться за руль в плохом настроении
— Самый основной принцип, как говорят на дороге, три «Д» — дай дураку дорогу. Если вы за рулем и видите, что кто-то нарушает ПДД, не думайте, что такой водитель вас пропустит. Уступите сами, остановитесь, если чувствуете, что ситуация на дороге сложная. Это поможет вам избежать ДТП.
Нужно быть крайне внимательным при любом маневре. «Водитель управляет источником повышенной опасности» — это не просто слова. Свои обязанности водителю нужно знать на зубок, и, например, если вам прописаны очки — управлять автомобилем в них обязательно.
Есть понятие «мертвая (слепая) зона» (Пространство вокруг машины, которое водитель не может увидеть со своего места.Такие зоны могут возникать сзади, сбоку и даже перед автомобилем, например, в ситуации обгона. — Примеч. ред.), и когда водитель говорит «он попал ко мне в мертвую зону» — это никак не освобождает его от ответственности при совершении ДТП.
Должна всегда крутиться голова — и тогда вероятность того, что при управлении автомобилем вы попадете в ДТП, будет гораздо меньше.
Важно и психическое состояние человека. Водителю запрещено управлять автомобилем в утомленном и болезненном состоянии.
Но, бывает, поругался с кем-то, сел возбужденный за руль и понесся — в итоге ДТП.
Настроение водителя может зависеть и от общения с сотрудниками полиции, которые, к нашему счастью, становятся все более корректными. Но не доводите простую перебранку с сотрудником ГИБДД до конфликта, приведшего к «оказанию сопротивления сотруднику полиции». Будьте корректны и выдержаны.
-
Водитель должен обновлять знания и следить за состоянием машины
— Нужно читать обновленные правила дорожного движения, смотреть обучающие ролики — сейчас много источников полезной информации. Причем правила дорожного движения нужно знать всем. Раньше даже было удостоверение на управление велосипедом, что также снижало аварийность!
Также водителям нужно обязательно следить за техническим состоянием машины, за дополнительным оборудованием, установленным вне завода-изготовителя.
Что нужно делать на месте ДТП:
— Первое состояние при ДТП — шок от увиденного разбитого автомобиля или сбитого пешехода. Поэтому часто водители ищут поддержку у знакомых, просят их подъехать, но крайне важно сконцентрировать внимание на том, что первостепенно. А первостепенная задача — вызвать скорую и оказать помощь пострадавшему, а также зафиксировать подробную вещно-следовую характеристику места ДТП.
Причем то, что водителю может показаться несущественным, для профессионала будет очень важным. Существенным может стать абсолютно все — выбоины на дороге, пятно масла, которые в ДТП «по железу», то есть без пострадавших, сотрудники ГИБДД могут даже не отразить в схеме.
Иначе может получиться так, что все следы на месте ДТП будут уничтожены. Кто-то ногой бампер подвинет, кто-то знак завалит, раскатает осколки поврежденных автомобилей по соседним полосам. К сожалению, такое происходит. У моих клиентов были случаи, когда в момент ДТП была открыла крышка люка, водитель ее сфотографировал, а потом сердобольные люди закрыли. Естественно, приехавшие сотрудники полиции не зафиксировали этот факт в материале ДТП.
Сейчас я веду дело по наезду на пешехода в области, где пешеходный переход ограничивает металлоконструкция. Так вот одна секция пропала сразу после ДТП. Полагаю, для выдвижения версии о том, что пешеход пересекал проезжую часть вне перехода.
Итак, если вы стали участником ДТП, необходимо:
- Сообщить об аварии в ГИБДД и скорую, а также оказать первую помощь пострадавшему до приезда медиков.
- Автомобиль с места ДТП до приезда сотрудников ГИБДД не убирать.
- Осмотреть место происшествия, зафиксировать все следы на фото и видео, записать свидетелей, если они есть.
- Если «светофорный» случай, желательно зафиксировать на видео режим работы светофора, наличие знаков, и разметки.
- При ДТП с пострадавшим по возможности узнать, в какое медучреждение его доставят врачи скорой помощи.
- Корректно общайтесь со вторым участником движения, не конфликтуйте.
Нередки случаи, когда человек, которому разбили любимую «ласточку», может повести себя совершенно неадекватно, дойти до рукоприкладства. До такого доводить нельзя. Разумнее всего зафиксировать всю обстановку, сесть в автомобиль и спокойно дождаться сотрудников ГИБДД.