Читайте также: Иконография чрезвычайных ситуаций
Произошла авария на крупнейшей российской гидроэлектростанции. Погибли люди, в городах и населенных пунктах, расположенных ниже по течению Енисея началась паника из-за угрозы затопления. Следователям и специалистам еще предстоит разобраться, что же все-таки произошло в эту августовскую ночь, кто виноват, и что необходимо сделать для недопущения подобных трагедий впредь. Но у всякой крупной техногенной катастрофы есть и еще одно измерение – социальное. В этом аспекте то, что произошло в Сибири можно сравнить с другой крупной катастрофой, ставшей одним из предвестников социальных катаклизмов – аварией на Чернобыльской АЭС.
Между этими событиями общего значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. Обе электростанции были построены в советское время и в обоих случаях и сам проект и место постройки вызывали возражения со стороны специалистов. Так для использования на ЧАЭС были выбраны мощные и простые по конструкции реакторы типа РБМК-1000, в безопасности которых были серьезные сомнения. После 1986 года выпуск этого типа энергетических установок был прекращен. Известно также, что руководство Компартии Украины возражало против строительства АЭС столь близко к столице республики, но соображения энергетической целесообразности оказались весомее.
Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, носившей в советское время имя Ленина, началось в 1965 году. Станция была любимым детищем министра энергетики СССР Петра Непорожнего. Он не только вносил коррективы в проект, но и лично выбирал место для плотины. Строительство ГЭС, на тот момент крупнейшей в мире, было частью строительства целого промышленного района – практически одновременно начали строится и главные потребители саянской энергии – мощные алюминиевые комбинаты. Однако, строительство этого комплекса вызвало некоторые сомнения у советского руководства – в период с 1968 по 1975 год стройку практически законсервировали. Причины были не только в нехватке финансовых средств, но в анализе последствий возможных катастроф при строительстве и эксплуатации станции. Сконцентрированная в верховьях Енисея масса воды при крупной аварии на станции грозила обрушиться на множество населенных пунктов по всей реке, включая Абакан и Красноярск. Но энергия и воля министра энергетики оказались сильнее, и в 1975 году Енисей был перекрыт, а в 1978-м еще до завершения строительства станция дала первый ток.
Однако, в 1998 году в официальном прогнозе МЧС России Саяно-Шушенская ГЭС была названа потенциально опасным объектом. Конструкции этой станции претерпели опасные изменения. Последствия прорыва плотины могут быть катастрофическими, в особенности для Красноярска.
В 2005 году было начато строительство дополнительного водосброса для плотины, призванного повысить ее безопасность, но эта стройка пока далека от завершения.
Жители берегов Енисея воспринимают плотину крупнейшей в стране ГЭС как постоянную угрозу. Негативные настроения отмечались уже при строительстве станции – при заполнении водохранилища было затоплено более 35,6 тыс. га сельхозугодий и перенесено 2717 строений – людей переселяли целыми деревнями и поселками. Не все хотели уходить с насиженных мест, случались конфликты, доходило и до принудительного выселения.
Огромное водохранилище 31,34 куб км. нависает над краем. «Вам, москвичам, не понять, что значит жить под вечной угрозой прорыва, огромной волны, сметающей все на своем пути» — пишет в своем блоге житель Красноярска. Действительно, вопреки распространенному мнению о безопасности ГЭС (по сравнению с атомными станциями), последствия катастрофы могут быть не менее разрушительны.
«Мы видели, как бурлящая и клокочущая масса воды рвалась сквозь пробоину и рушилась вниз. Мы видели, как вниз по долине помчались шесть огромных волн. Для начала они смели здание электростанции. Мы увидели, как тут же погасли огни в соседних деревнях, словно огромная черная тень накрыла долину. Водяная стена мчалась вперед, словно курьерский поезд.
Всю долину постепенно затягивал туман от бурлящего потока. В этой пелене мы увидели автомобиль, который мчался по дороге, уходя от водяной стены. Однако вода двигалась гораздо быстрее и быстро нагнала машину. В последний раз мелькнули фары, потом вода захлестнула их. Цвет фонарей под водой изменился с ярко-голубого на зеленый, с зеленого на темно-красный, а потом…»
Это не цитата из фантастического романа о техногенной катастрофе, а свидетельство очевидца – в 1943-го Британские ВВС провели одну из самых известных воздушных операций Второй мировой войны – 16 специально подготовленных бомбардировщиков «Ланкастер» нанесли удар по дамбам ГЭС на Рейне. Англичане потеряли половину самолетов, но своей цели добились – германской промышленности был нанесен сильный удар. В зоне распространения воды погибли тысячи людей. А ведь немецкие дамбы были значительно меньше Саяно-Шушенской.
Неудивительно, что сразу после того, как первые слухи об аварии на станции распространились среди населения, началась паника. Закрывались предприятия и учреждения люди на личных автомобилях и других средствах транспорта попытались покинуть города и поселки. При этом местные власти оказались неспособны ни успокоить население, ни провести организованную эвакуацию.
Паника среди населения оказалась практически полностью проигнорирована центральными СМИ, все внимание которых было сосредоточено на технических аспектах аварии. Противоречивые выступления чиновников разного ранга не давали людям ответ на ключевой вопрос – начнет ли станция внеочередной сброс воды в Енисей. Ведь даже если непосредственной угрозы жизни и не будет, то будут подтоплены дачные участки, огороды, под угрозой могут оказаться водозаборы крупных городов…
Все это очень напоминает позицию советской информационной машины в освещении чернобыльской аварии, когда и информация в отечественных СМИ появилась с большим запозданием и достоверность ее оставляла желать лучшего.
По мнению историков, Чернобыльская катастрофа стала одним из факторов, повлиявших на настроения жителей Украинской ССР в вопросе о сохранении союзного государства.
Местные сепаратисты активно озвучивали тезис о том, что все эти атомные станции специально построены на Украине, чтобы воздействовать на украинский народ, и в катастрофе, так или иначе, виновата «Москва».
Анализ первичной реакции на нынешнюю аварию показывает, что подобные настроения возникают в Сибири. Москва (т.е. центр) навязала краю строительство опасной электростанции и связанных с ней алюминиевых заводов, прибыль от которых все равно уходит в центр, не оставаясь в крае. «Москва» же в лице федеральных СМИ проигнорировала метания жителей края. «Если бы подобное произошло в Подмосковье, — об этом трубили бы все газеты, а на нас вам наплевать» — пишут на красноярском городском форуме.
При всей несерьезности, на первый взгляд, этого источника, он отражает очень тревожный симптом. Не секрет, что связи центральной России с расположенными за Уралом регионами ослабевают с каждым годом. Речь идет не об экономических, финансовых, военных и т.д. составляющих инфраструктуры, а об обычных человеческих связях. Начатая еще при царе- батюшке и формально продолжающаяся по сию пору программа по переселению в Сибирь и на Дальний Восток давно уже не работает. Рост цен на железнодорожные и авиабилеты делает все более трудной возможности взаимных путешествий, контактов. Население постепенно замыкается в рамках своих регионов – «Питер — Москву и вообще европейскую часть России здесь воспринимают как другую и далекую страну. Один парень рассказывает: “Я как-то по Интернету с девочкой познакомился, письма писали, то да се, потом, наконец, телефон дала. Звоню ей, а она – ты что, обалдел, чего среди ночи звонишь?! Из Пскова оказалась. Где такой Благовещенск, так и не поняла.” – так описывает в своих путевых заметках отношение жителей Амурской области к России петербургский автомобилист Дмитрий Закгейм.
Нужно учесть и еще одно обстоятельство – Саяно-Шушенская ГЭС является мощнейшей в России и играла значительную роль в энергетическом балансе региона. Заменить ее за счет увеличения мощностей других электростанций просто так не получится. Придется принимать меры и по сокращению потребления энергии, цена на которую уже поднялась более чем в два раза. Это не может не иметь экономических, а за ними и социальных последствий.
И если пока идеи самостоятельного сибирского государства или дальневосточной республики кажутся абсурдными, то ведь не менее абсурдными казались 30 лет назад идеи о независимости Украины.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС – это еще один повод задуматься над проблемой постепенного разобщения русского общества. Единство страны обеспечивают не только железные дороги и энергетические сети, его обеспечивает единство людей. Это самый важный ресурс, возникший задолго до начала промышленного использования электричества и индустриализации. И если он утрачивается – никакие энергетические, экономические и даже военные связи не помогут, что наглядно нам доказал опыт 1991 года.
Но параллели между чернобыльской катастрофой и аварией на Саяно-Шушенской ГЭС на этом не исчерпываются. Неизбежно встает вопрос о причинах трагедии, которая унесла несколько десятков человеческих жизней. Почему такое стало возможным на новейшей электростанции (официально Саяно-Шушенская ГЭС была принята государственной комиссией в 2000 году)?
Уже сейчас специалисты выдвигают две основные версии – халатность (недобросовестное исполнение своих обязанностей) или намеренный саботаж. Очень уж опасное сооружение современная электростанция, и чтобы вызвать на ней аварию не обязательно протаскивать под полой спецодежды тротиловую шашку. Достаточно нажать ту или иную кнопку и… вода устремляется туда, где ее быть не должно.
И здесь снова встает вопрос о человеке за пультом. Мы привыкли, что к сложным техническим устройствам приходят люди ответственные, умные, образованные. Но создает ли наше общество условия для того, чтобы таких людей было все больше? Кто он «герой нашего времени»? Кто угодно, но не инженер, техник, пилот – человек, профессия которого требует сочетания культуры, образования и ответственности.
Процесс деградации этого сословия начался не сейчас. И в советское время рассуждения «с инженера много ли накапает» имели широкое хождение. И это не могло не сказываться на безопасности – Чернобыль был не единственной катастрофой в 1986 году. Тогда же по вине безответственного пилота разбивается авиалайнер в Воронеже. Тогда же на дно Черного моря уходит «Адмирал Нахимов»…
Изменилось ли что-нибудь с тех пор? Если изменилось, то не в лучшую сторону. Общество с его культом потребления, тягой к «бери от жизни все» само изживает в себе касту людей дела. Людей, на чьи уверенные руки и светлые головы можно положиться.
И это уже повод задуматься нам всем. Чернобыльская катастрофа была страшным уроком, который, как показывает история, не был толком выучен и усвоен. Происшествие на Саяно-Шушенской ГЭС – тревожный звонок, контрольная работа для всего российского общества.
А ведь ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС продолжает оставаться напряженной – неизвестно, сможет ли плотина выдержать осенний, а особенно весенний паводок. Исполняющий обязанности председателя правления «РусГидро» В.А. Зубакин доложил премьер-министру:
«Владимир Владимирович, в настоящий момент мы ведем интенсивную разборку завалов, которая позволит приступить к откачке воды и завести в эти помещения специалистов. В настоящий момент к нам вылетели специалисты-руководители концерна «Силовые машины», производители оборудования «Электросилы», а также проектировщики из Института «Ленгидропроект». Эти специалисты, а также специалисты нашей компании (большая часть руководства компании находится здесь, работает непосредственно на станции) должны проанализировать техническое состояние того, что осталось. Надеемся, что 6-й блок, который находился в ремонте, один из 10 блоков, у нас в работоспособном состоянии. По остальным блокам скажу, что 3 блока уничтожены полностью, по оставшимся нужно серьезное исследование.
Дальше. Если мы выясняем, что надежно закрыть затворы в нижнем бьефе не удается, мы немедленно приступаем к строительству перемычки, делая полную копию той строительной перемычки плотины, которая была в момент строительства станции.
Мы уже добыли документы 40-летней давности, в которых технология есть. На наше счастье, здесь развернуты серьезные строительные силы, поскольку здесь идет строительство дополнительного водосброса Саяно-Шушенской ГЭС».
Следующее. Мы хотим немедленно интенсифицировать работы по строительству дополнительного водосброса с тем, чтобы одна нитка из двух дополнительного водосброса была построена к весеннему паводку. Поскольку до весеннего паводка мы точно станцию не восстановим, точно не будет серьезного расхода через агрегаты, нам нужно, кроме существующего аварийного водосброса, еще иметь дополнительные для того, чтобы не пропустить паводок. Если он будет — в масштабах потребует 6, 8, 10 или, может быть, 12 кубических метров в секунду»
Дамоклов меч по-прежнему висит над Енисеем…
Комментарий священника Сергия Круглова, клирика Спасского собора города Минусинска Красноярского края
«На все воля Божия», — среди верующих этот слоган достаточно популярен. Нет, конечно, иногда за этими словами кроется нечто светлое: крепкая и смиренная вера, святая простота, блаженное неведение… Но только иногда. Чаще всего – совсем другое. Что именно – вполне понятно уже хотя бы из того факта, что этим «утешением» мы редко утешаем себя самих, — чаще других, у кого что-то стряслось (главное — что не у нас).
Десятки людей погибли при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС… Ага, скажите-ка теперь их родным: «Ну, на то была воля Божия!» Нет, язык не повернется… (впрочем, что это я: как раз эти слова я несколько раз и слышал вчера-сегодня… и все, повторяю, от православных людей. Впрочем – и от злостных атеистов, эти часто говорят этак с усмешкой: ты же поп, должен постиццомолиццослушатьрадиорадонеж, и проповедовать, что на все воля Божия!..).
К чему я это все? – к тому, что мы с вами так часто забываем (или не хотим приложить к нашей конкретной житейской жизни) основы того, что называется суховато и скучновато «христианское вероучение». И одна из этих основ проста: воля Божия – НЕ НА ВСЕ.
Во-первых, потому, что мы не роботы и не животные, Бог не «управляет» нами, в том смысле, в каком кукловод управляет куклами. Мы – дети Бога (мы боимся считать себя Его детьми вовсе не потому, что мол это «несмиренно» — на самом деле мы просто боимся. Потому что Отца – надо любить, а любви-то этой в нас нету: кто любит – идет на крест ради любимого. И потому, что у детей ответственность перед Отцом куда выше и серьезнее, чем у рабов перед господином… а ответственность – тоже rara avis в нашем мире, увы…)
А во-вторых – потому что нет воли Божией на зло. На проклятое бессмысленное зло (именно бессмысленное! смысл имеет только сотворенное Богом – а зла Он не сотворял), на грех, на смерть и страдания, на безобразие, которым переполнены мы сами и мир, в котором мы живем.
Рано утром 17 августа на крупнейшей гидроэлектростанции в России — Саяно-Шушенской — произошла авария, в результате которой погибли по меньше мере 12 человек, cудьба 64 остаентся неизвестной. Местное население, наученное горьким опытом предыдущих техногенных катастроф, в панике начало покидать свои дома. Местные власти пытаются успокоить людей, заявляя, что угрозы затопления городов нет
Воля на зло – есть наша воля. Ну и, конечно, духов нечистых, — как-то мы забываем иногда, по чьему наущению творим всякие пакости, осознанно или полуосознанно… Поэтому происшедшее на ГЭС есть не промысел Божий – не надо клеветать на Бога. А есть злая воля многих людей – тех, кто недосмотрел, кто относился лениво или халатно… да что там говорить, сами все понимаете.
Одно радует и вселяет надежду: в нас есть не только греховная, злая воля, с помощью которой мы вполне себе успешно боремся с Богом. В нас есть и добрая воля. Эти две воли борются в нас, в нашем сердце, как давно замечено, и борются страшно, насмерть… Именно там, даже не на ГЭС, происходят по-настоящему страшные катастрофы – но и блистательные победы.
Так что… не знаю, кто как, а я думаю так: враг будет разбит. Победа будет за нами. Но если мы думаем, что битва, ведущая к этой победе, будет чисто «духовная» (читай: «воображаемая»), или что мы всего-то пару раз получим по сопатке и отделаемся малой кровью, — вот это мы зря.