Воины Христовы должны быть здоровы
Православный медицинский сервер
В Москве с 1995 г . действует Общество православных врачей. В него входят терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, невропатологи, психиатры — 60 врачей разных специальностей. Кроме того, в работе общества активно участвуют врачи, ставшие священниками. Возглавляет Московское общество православных врачей Александр Викторович Недоступ — профессор, доктор медицинских наук, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии.
— Александр Викторович, какова цель создания такого общества?
***image4:left**- Мы стремимся более тесно увязать свою повседневную врачебную деятельность с православным вероучением. Положение каждого православного человека в нашем обществе, остающимся, по сути дела, безбожным, очень нелегкое. А медики, к тому же, находятся на особом положении — врач зачастую оказывает «первую помощь» неверующему, духовно поврежденному человеку, который, заболев, только и начинает сознавать эту свою поврежденность. Чтобы помочь больному, требуется, помимо профессиональных навыков, высокий нравственный потенциал, твердая верность своим христианским убеждениям. Ведь каждая болезнь имеет троякую сущность: болезнь тела, болезнь души и болезнь духа — высшей части души, призванной к богообщению. К сожалению, прямое отношение духовного состояния человека к его телесному и психическому здоровью замалчивается нехристианской медициной. Но факт остается фактом — все три ипостаси существуют, взаимосвязаны и все требуют лечения. Поэтому врач, кроме всего прочего, обязан показать больному выход из его духовного недуга, поговорить с ним о Боге, помочь встретиться со священником. Мы помогаем верующим больным, духовенству и принимаем в основном по месту своей работы, где можно воспользоваться всеми средствами современной медицины.
— Сейчас так много спорных вопросов, касающихся медицины. Члены Общества, кроме практической врачебной деятельности, обсуждают такие проблемы?
— Да, на наших заседаниях обсуждаются больные вопросы современной медицины — то, что называется биомедицинской этикой. Мы говорили о гипнотерапии, репродукции человека, трансплантологии, генной инженерии, клонировании, борьбе с алкоголизмом и табакокурением, о помощи жертвам тоталитарных сект, обсуждали некоторые вопросы гомеопатии. Много внимания мы уделяем проблеме христианского понимания болезни, отношению к народной медицине. Мы, например, абсолютно не приемлем репродуктивные технологии, связанные с умерщвлением человеческих зародышей, экстрасенсорику, клонирование… Наше Общество занимает четкую гражданскую и общественную позицию, отстаивая приоритет нравственного начала в повседневной медицинской жизни, охранительные, государственные национальные принципы при оценке всех общественных явлений.
— В Общество входят высокопрофессиональные люди, среди которых немало кандидатов, докторов наук. Скажите, учитывается ли мнение православных врачей по этим больным проблемам?
— Многие активные участники дискуссий по спорным аспектам современной медицины вошли в состав Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Члены общества участвовали в разработке государственного законопроекта о биомедицинской этике. Он так и не был допущен к обсуждению в Госдуме, поскольку ставил слишком острые вопросы. Такие как запрет фетальной терапии, то есть запрет лечения вытяжками из эмбрионов абортируемых, вопрос о принятии гарантий бесплатной медицинской помощи…
— Как в богословских кругах относятся к суждениям православных врачей?
— Мнение православных врачей-профессоиналов отражено в решениях Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике. Наши суждения принимались во внимание при разработке Социальной концепции Русской Православной Церкви. Мы ясно понимаем ответственность при обсуждении спорных вопросов клинической медицины с позиции Православия, здесь требуется синтез профессионального подхода с четкостью православных вероучительских позиций. В заседаниях Общества участвуют бывшие и нынешние врачи-священники. На первом же заседании присутствовал известный всей православной России старец архимандрит Кирилл (Павлов), «духовник Свято- Троицкой Лавры и всея Руси», как назвал его однажды Святейший Патриарх Алексий II. Старец отец Кирилл стал духовным наставником нашего общества. С ним мы советуемся по рассматриваемым проблемам. Все это — гарантия того, что, несмотря на острую полемику в обсуждении вопросов, сохраняется верный подход к ним.
— Имеет ли наше Общество контакт с Минздравом?
— Несколько наших врачей вошли в состав рабочей группы «Минздрав Патриархия». Деятельность этой группы быстро заглохла и лишь в самое последнее время начинает подавать признаки жизни.
— Ваше Общество единственное в России?
— Сейчас в нашей стране, в государствах СНГ есть несколько подобных обществ православных врачей — в Санкт-Петербурге, Курске, Воронеже, на Украине, в Грузии, в Белоруссии. У каждого своя направленность. В Курске, например, православные врачи развивают такое направление, как православная психиатрия.
— Александр Викторович, вы — кардиолог, те есть занимаетесь теми болезнями, от которых сегодня чаще всего умирают. Ведь по статистике Минздрава почти 88% смертей россиян в возрасте 45 — 75 лет происходит от инфарктов миокарда и инсультов. Одних только инсультов случается ежегодно 400 тысяч и в 35% случаев дело заканчивается летальным исходом. Особенно велика смертность от инфарктов и инсультов мужчин в возрасте 40 — 56 лет. По вашему мнению, с чем это связано?
— За годы «реформ» количество сердечно-сосудистых заболеваний выросло в 2 раза. Связано это с тем, что люди остались без опоры — без надежной работы и заработка. Общество находится в состоянии тяжелого психологического стресса. У людей выбита почва из-под ног, нет уверенности в будущем, а есть трагическое настоящее. Человеку неверующему все это трудно, невозможно пережить. Кроме того, разрушена старая система здравоохранения, включая санаторно-курортного лечение.
— Ваш, хотя бы самый простой, медицинский совет — как избежать инфаркта?
— Ответ на этот вопрос требует целой лекции. Вкратце — не курить (категорически!), не толстеть, следить за своим артериальным давлением и лечить гипертонию, больше двигаться, стараться высыпаться. Хотелось бы посоветовать не нервничать, но это невозможно. А вообще, всем нам, православным русским людям, надо бережнее относиться к своему здоровью.
— Много есть суждений о том, как надо или не надо поститься. Ваше мнение на этот счет?
— Конечно, поститься надо. О великой духовной пользе поста много сказано. Много написано и о телесной пользе поста. Вопросы возникают при болезнях, невозможности строгого пощения. Но и здесь, с верою и благословением священника, всегда можно найти разумную меру. В тяжелой болезни пост должен быть минимальным или вовсе отменяться — сама болезнь есть некое воздержание и смирение плоти. Если у человека язвенная болезнь, скорее всего, батюшка позволит в пост не отказываться от умеренного употребления молочных продуктов, например. Если человек переживает о своей немощи, невозможности строгого соблюдения поста, то можно ему просто отказаться от привычных и необязательных лакомств. Надо учитывать, что Великий пост и Рождественский пост приходятся на тяжелое время года, когда не хватает витаминов. Поэтому надо, по возможности, есть зелень, овощи, фрукты. Наверное, многим это покажется насмешкой — не по карману большинству такая «роскошь» зимой. Так я советую обязательно принимать витаминные препараты. Дорогие импортные необязательно, не хуже и отечественные — декамевит, ундевит. Православным христианам особенно необходимо быть здоровыми.
— Почему?
— Россия — последний великий бастион Православия. На нас уже лежит тень приближающегося антихриста. И нам, которым дано знание об этом, надо понимать и меру ответственности перед Богом. Быть может, нам оказано великое доверие — жить в эти трагические времена. И Господь может каждого из нас спросить: «Вот, ты — знал. А что ты сделал, чтобы отвратить, замедлить приход антихриста?» Что мы ответим Господу? И вот, чтобы своими ничтожными силенками как-то противостоять мировому злу, мы должны не растрачивать их попусту. Я не призываю холить и лелеять свое тело, но надо помнить, что повседневное служение людям, ближним и дальним, совершение добра (которое всегда — труд) требует элементарного здоровья. Надо жалеть друг друга, помогать больным, слабым, и надо хоть немного сберегать свой организм, делая хотя бы то, о чем я сказал — не курить, не пить, не толстеть, стараться не запускать свою хворь. Я не касаюсь здесь здоровья духовного и душевного. Это — предмет отдельного разговора.