Какое-то время назад подвиг монаха-отшельника, человека, который удаляется в пустынное место, чтобы в молитве предстоять пред Богом – такого, как преподобный Сергий Радонежский – казался мне очень странным.
Понятно, в чем состоит служение пастыря, который совершает литургию и учит людей слову Божию. Понятно, чем занимается подвижник милосердия, который служит страдающим. Понятно, что делает миссионер, отправляющийся к язычникам, чтобы возвестить им Благую Весть. Но в чем подвиг человека, который не идет в мир, чтобы служить Богу и ближним, но, напротив, уходит из этого мира?
Между тем, как оказывается, в истории Церкви едва ли не самую великую службу этому миру сослужили именно монастыри – именно они служили прибежищем добрых нравов, культуры и учености среди мира, погруженного в дикость.
Именно люди, уходящие из мира, – как, еще раз вспомним, преподобный Сергий, – и смогли послужить этому миру. Почему? Потому что через них в этом мире действовал Бог. А Бог действовал через них, потому что они хотели Его слушать.
Бог постоянно присутствует в мире, Христос постоянно стучится в запертые двери человеческих сердец, но Его не слышат – потому что мир всегда и был и остается очень шумным местом. Люди яростно препираются, гневно осыпают друг друг обвинениями, каждый стоит в позе негодующего истца и обвиняет своих ближних, все дерутся, вопят, сцепившись, катаются по земле.
Так было и раньше – а сейчас, с появлением телевизора и, особенно, интернета, шумовое давление становится особенно неодолимым. Как-то я в фейсбуке я видел картинку с надписью «Если это первое, что ты увидел утром, значит ты начинаешь свой день с фейсбука, а не с молитвы». Поток новостей – чаще горестных – и комментариев – чаще всего, крайне озлобленных – выбивает человека из колеи на весь день, он ходит, внутренне препираясь с врагами, и при первой возможности перепощивает (достоверные или нет) сообщения на тему «какие они гады».
Молитва, слово Божие, заповеди – все это оказывается досадной помехой в деле борьбы с гадами. «Да отстаньте от меня с этими заповедями, с этими наставлениями отцов насчет тишины, смирения и мира!» — говорит человек. «Есть там в Писании и Предании что-то про борьбу с гадами? Есть – тогда давайте, нет – тогда отстаньте!»
В этом нет ничего нового – подвижники Восточной Римской Империи жили в мире, где различные соискатели яростно оспаривали друг у друга императорский титул, русские – в мире княжеских усобиц. Христиане вообще посланы в падший мир, преисполненный ненависти и вражды.
И у нас есть миссия в этом мире. Как говорил один мой хороший друг, «я здесь в командировке». Сейчас его командировка закончилась, он вернулся Домой. Наступит день, когда будет отозван и каждый из нас – чтобы дать отчет в том, чем мы занимались на земле.
И вот подвижник уходит в пустыню, чтобы замолчать и прислушаться к тому «веянию тихого ветра» в котором к людям обращается Бог.
Как-то я смотрел научно популярный фильм о работе астрономов. Чтобы заниматься наблюдениями, они уезжают глубоко в места пустынные, на какое-то высокогорное плато где-то в Южной Америке – потому что иначе так называемое «световое загрязнение», свет больших городов, мешает им видеть звезды.
Монах тоже уходит в пустыню, чтобы прислушаться к голосу Святого Духа – там, где шумовое загрязнение этого мира не будет ему мешать. Он внимательно прислушивается к Богу, так что Бог действует в нем и через него, глубоко изменяя тот самый мир, из которого он первоначально удалился.
Мы не можем уйти в пустыню на годы, как это делали (и делают) монахи. У нас есть обязанности здесь, в городе. Но мы можем уйти в пустыню на несколько дней или хотя бы часов, по примеру самого Господа. Как мы читаем в Евангелии, «[Иисус], встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мар.1:35)
Вокруг Него кипела политическая жизнь – зилоты против иродиан, фарисеи против саддукеев, иудеи против римлян, кровопролитие затухало на какое-то время под влиянием страха, а потом возобновлялось с новой силой, и все ненавидели друг друга. А Господь Иисус удалялся в пустынные места и молился – потому что у Него было дело, на которое Его послал Отец.
Мы можем выделять в нашем дне хотя бы полчаса, хотя бы четверть часа тишины – когда мы не заглядываем в интернет, ни с кем не бранимся, не пугаемся, не негодуем, а в тишине пребываем перед Богом и, никуда не торопясь, слушаем Его слово. За это время планета не сорвется с орбиты, а на течении мировых событий наше временное отсутствие никак не скажется.
Мы можем выделить окна, просветы, через которые Бог будет действовать в нашей жизни — время, когда мы перестаем бегать как ошпаренные и останавливаемся перед Ним. Как говорит Писание, «Остановитесь и познайте, что Я – Бог»(Пс.45:11)
Это будет нелегко – и эти просветы будет все время затягивать. Но мы должны будем начинать снова и снова – пока эти просветы тишины не войдут у нас в привычку. И тогда мы увидим, как Бог начнет действовать – потому, что мы даем Ему такую возможность.
Мир охотно употребляет имя Божие – чтобы использовать его в каких-то своих, мирских целях. Для того, чтобы обманывать глупцов в интересах злодеев, годятся любые средства – в том числе, торжественные уверения, что Бог на нашей стороне и горячо одобряет убиение людей, оказавшихся на «неправильной стороне истории».
И Богу нужны люди, которые захотят прислушаться именно к Нему – а что Он хочет сказать во всем этом? Какова Его воля? Она может оказаться неожиданной, и почти наверняка она не устроит ни тех, ни других, ни третьих участников текущих конфликтов – как Господь Иисус не устраивал ни фарисеев, ни иродиан, ни зилотов, ни римлян.
Богу нужны люди, готовые на подвиг – пятнадцать минут молчания ради Господа. Воины тишины, готовые замолчать, чтобы услышать Его.